Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Жил отважный адмирал..... Заметки на полях.


Читаю биографию британского флотоводца Эндрю Каннингема. Написана отечественным автором, по британским материалом, скучновато, но подробно.

1. Автор зачем-то решил перевести британские морские чины в российские аналоги и, естественно, запутался. Этой глупостью испортили не один перевод Хорнблауэра и Орби, уж в научной-то биографии можно было оставить британские чины, чтобы не путать читателей и себя самого. И трибунал в британском флоте тоже раздражает.

2. К началу ХХ века особенности отношений между матросами и офицерами, а также между самими офицерами не сильно изменились с наполеоновской эпохи - все та же беспощадная и эффективная машина муштровки и постоянного контроля. С теми же матросскими бунтами до 30-х годов включительно. Но как итог - эффективность на всех низовых уровнях, которая порой позволяла компенсировать промахи начальства.

3. О начальстве. Система подготовки выглядит странно по сравнению с российской или американской, включающей в себя много архаичных черт, но в итоге - весьма квалифицированный командный состав, до которого тем же немцам было как до луны.

4. По биографии адмирала хорошо видно, чего стоила Британской империи победа в ПМВ (много стоила) и утрату перспектив имперского проекта в 20-е - 30-е годы. Когда есть окно возможностей, но у элиты Империи нет понимания, что делать и возникает желание спихнуть проблему на потомков. Когда Черчилля обвиняют, что он де погубил империю по итогам ВМВ, то про эти потерянные годы забывают. А они очень важны, после них в 40-е и в самом деле шансов спасти империю почти не было. Вот этот упадок энергии и духа элиты после ПМВ - пожалуй и есть главная проблема Британии межвоенного периода.

А.
Tags: история, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments
"упадок энергии и духа элиты после ПМВ - пожалуй и есть главная проблема Британии межвоенного периода". Точно так-с! Редко появляетесь, Дружище!(((
>Лихарева что ли книжень? Ну автору она явно не удалась. Биография Битти была "почеловечнее", а биография Фишера написана бойче.

> а также между самими офицерами не сильно изменились с наполеоновской эпохи - все та же беспощадная и эффективная машина муштровки и постоянного контроля

Эту систему сломала вторая мировая - когда пришлось призвать уже не просто сотни тысяч гражданских моряков, а даже тупо штатских неморяков - настолько, что стало не хватать даже кадровых унтеров. Собственно та же самая история, что русская армия 1914года - когда кадровых смело к 1917му потоком "мобилизованного народа". С той же эффективностью. (кстати отсюда и адская просадка британского флота в умениях - падение умений скажем в борьбе за живучесть аукнулось и через 40 лет после (в Фольклендах :-) Во вторую система уже не справлялась с промахами начальства, и от начальства требовалось уже не просто обычное руководство, а гениальность... Когда Канингхема убрали со средиземки, и поставили туда Харвуда - как там дров то наломали уже против почти сломанного противника (при этом Харвуд как раз вполне себе лично герой и т.п. Но не командир).

Британский флот как машина был убит перманентной мобилизацией и бюрократизацией (а об этом к С.Н. Паркинсону, он там был :-)

>Система подготовки выглядит странно по сравнению с российской или американской, включающей в себя много архаичных черт, но в итоге - весьма квалифицированный командный состав, до которого тем же немцам было как до луны.


Мы про вторую мировую или первую? Если про вторую - то британцы как командиры на голову выше немцев как командиров на море. Что да то да. Немецкие адмиралы и капитаны умели разве, что пафосно помирать на мостиках. Тактическая беспомощность же с самого начала - Ламсдорф против Харвуда (при этом Харвуд даже не лучший из британских командиров а именно середнячок).
В ПМВ все не так - тактически средний немецкий командир равен среднему английскому. Лучший - лучшему. При этом никаких "старых морских традиций" немцам и не потребовалось :-)))

>По биографии адмирала хорошо видно, чего стоила Британской империи победа в ПМВ (много стоила) и утрату перспектив имперского проекта в 20-е - 30-е годы.

Бабы в элите рожать элитариев перестали. Империя была боеспособна пока хватало "младших сыновей" для имперских проектов. Развитие резиностроительной промышленности убило империю не хуже Ипра и Пашендейла.


Спасибо, надо будет почитать.
"Упадок энергии и духа элиты после ПМВ" - не то, чтобы он у старой элиты массово упал, а просто после ПМВ (которая стала кладбищем англ.аристократии) состав элиты сильно изменился, а у новой той энергии и духа, что был у довоенной, вовсе не было.