Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Сказ о хождении животного в Бобруйскъ. Часть 2. Царская дорога.


Дорога, которая лентой бежала под колеса автомобиля, имеет свою давнюю историю, и тоже является памятником инженерной деятельности Российской Империи. Когда Государь Император Николай I вступил на престол, с дорогами в России было как обычно - т.е. не хорошо. Строить их пытался и реформатор Петр Великий (планы у него были грандиозные, но начатые стройки бросались на полдороге) , и просвещенная Екатерина Великая, (построила небольшой кусочек дальше деньги разворовали), но все как-то неудачно и не системно. И лишь Николай Павлович продумал систему шоссейных дорог в России и не просто продумал, а реализовал. Собственно говоря, многие наши шоссе - построены по его указам...

Вот и эта дорога, которая связывала Москву и Варшаву (впрочем, почему связывала - и сейчас вполне себе связывает) была построена в 1840-е годы. Начиналась она в Москве, где и сейчас есть улица "Варшавское шоссе", и шла на юг в сторону Серпухова, а в Подольске делала резкий поворот на запад. Сейчас она официально называется дорога А101. Неподалеку от Москвы она принимает в себя Калужское шоссе (с тем же номером) и идет дальше через Малоярославец, Медунь, Юхнов и Рославль в сторону Белоруссии.

Проезжаю Медынь, и невольно вспоминаю "а по бокам-то все косточки русские".... постоянно на обочинах возникают братские могилы. Жестокие были тут бои. Вот указатель поворота "Износки-22" напоминание о трагедии 33-й армии, брошенной зимой 42-го в не имеющее шансов на успех наступление на Вязьму. В котле тогда оказались 4 дивизии, вырваться удалось немногим.
Чуть дальше - новый указатель - "Музей героя России генерала М.Г. Ефремова" . Генерал отказался бросить своих солдат, возглавил отвлекающий удар (давший многим возможность спастись) и погиб как герой....
Чуть дальше - братские могилы.
Братская могила под Юхновым


Видно что список погибших дополняли несколько раз


Рядом с советским памятником - новая братская могила



Видно, что создатели памятника предусмотрительно оставили место для новых захоронений.

Дорога пересекает Угру. Очень красивый вид, но снимать нет возможности. Река довольно широкая. На ее берегах не раз вершилась история, а весной 42-го она текла красной от крови....
Миновав Юхнов, вижу дорожный указатель деревни Барсуки


Здесь находится еще один мемориал - Долина смерти












И далеко не последняя могила на этой дороге. И в иных из них, что увенчаны скромными обелисками, похоронено ничуть не меньше, чем в больших мемориалах.

Калужская область производит в целом благоприятное впечатление. Покрытие дороги - неплохое, местами отличное, правда попалась и пара участков с ямами. Деревни и села вдоль трассы живые, поля распаханы, почти нет брошенных, заколоченных и разрушенных домов, по улицам ходят не только взрослые, но и дети. Около домов - автомобили и не сказать, чтобы старые кажется трудно отрадней картину нарисовать, генерал.... В общем, по сравнению с Тверской областью - процветание.
Из сетевых заправок на дороге встречаются ТНК и Роснефть. На ТНК заливаю в бак 30 литров солярки, чтобы сегодня о топливе больше не думать. Вот и граница Смоленской области. Неподалеку от Рославля делаю остановку на площадке для отдыха, чтобы долить омывайку - на стекло летит много насекомых и периодически приходится его мыть.
Обхожу машину и замечаю небольшой памятный знак. По началу даже принял его за очередной обелиск жертве автокатастрофы, но присмотревшись увидел иное


Рядом с памятником нет ни таблички ни какого-либо пояснения зачем и почему он именно здесь. Нет его, кстати, и в списке официальных памятных знаков жертвам репрессий. Лишь по приезде удалось выяснить, что поставлен он был в 2009 году на месте, рядом с которым захоронены тысячи жертв коммунистов, причем сколько именно - никто не знает - раскопок толком не производили.
Сразу за памятником - глубокий овраг, место для чекистских злодейств подходящее... Тихо на дороге, покойно,


После Рославля, который имеет неплохую объездную, торможу у бывшего поста ГАИ, где ныне торгую зелеными картами. Покупаю такую на две недели. На находящейся напротив заправке ТНК покупаю банку и чипсов и стакан кофе - вроде как обед.
И вперед на запад.
Вот и граница, которой по сути нет. Грузовики едут на весовой контроль, около будки лениво стоит молодец в камуфляже, и все, здравствуй Белоруссия.


Первые метры по стране, в которой раньше не был, всегда вызывают волнение. Но тут особо ничего не изменилось. Контраст не такой резкий, как с Европой, но все же заметен. И не только потому, что дорожные указатели сменили язык, а навигатор сбросил час с предполагаемого времени прибытия (тут время на час отстает от московского).
Заметно изменилась дорога. Стало чище на обочинах. Четко и грамотно расставлены знаки. Не то чтобы качество покрытия сильно лучше чем у нас, а вот уход за ним - несомненно да.
Деревни, что мелькают за окном, не выглядят богаче наших. Почище малость, по прибраней, но все те же избы, все те же машины, разве вот лошадей много. Они пасутся вдоль трассы, везут небольшие повозки, а два раза увидел их за плугом!
Честно скажу, впервые такое вижу.

После довольно населенного приграничного района дорога ныряет в болотистые леса. По прежнему. мало поворотов и машин. Включаю круиз-контроль и наслаждаюсь поездкой







Делаю небольшую остановку на площадке для отдыха. Они в Белоруссии не хуже, чем в Европе - чистые, оборудованные, затейливо раскрашенные. У нас нечто подобное только в Мещере видел. А тут - повсеместно



Впрочем, тут надо быть острожным:



До цели все ближе. Миную несколько небольших городков, сел и поселков. И всякий раз поражаюсь как толково организовано движение. Много удобных круговых перекрестков, на подъезде к которым дорога извивается на манер шиканы, заставляя сбрасывать скорость.
Дорога в Белоруссии имеет другой номер - Р-43, но это все то же Варшавское шоссе, о чем не дают забыть периодически попадающиеся остатки постовых станций. Всего на пути от Малоярославца до Бобруйска их встретилось штук 8
все построены по одному проекту.
Сделал остановку и сфотографировал одну из них:












Тут обнаруживаю, что пропала сотовая связь. Т.е. телефон вообще не видит сеть. По опыту прошлых поездок, я ждал, что после границы Би-лайн осчастливит меня СМС кой на тему вы в Руоминге, наслаждайтесь. Тут связь отрубилась полностью, а к местным сетям в ручном режиме телефон подключаться отказался. К чему бы сие.

Второй сюрприз преподнес навигатор. Пытаюсь найти в нем заранее выбранную на сайте http://autotravel.ru/ гостиницу Турист.
Навителовский навигатор по вкладке гостиницы выдает две папки - Отели и Общежития. Естественно пытаюсь найти трехзвездочный отель (http://autotravel.ru/otklik.php/7311) в разделе отели. А его там нет. Он почему-то в разделе общежития,... Впрочем, какая разница.

Вот и насыпь, пересекающая низкую болотистую долину. Насыпь завершается изящным мостом, через полноводную Березину. Несколько маневров по улицам вечернего города и вот она гостиница.
"Вы прибыли к месту назначения".
Смотрю на часы - 7 по Москве, 6 по местному, до захода солнца еще три с половиной часа и их надо использовать с толком.
(продолжение следует)
Tags: По следам исчезнувшей России, история, мобифото, моторъ, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments