Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Автопутешествия с детьми (авторская редакция)

Отредактированный вариант вышел в журнале "Семья - территория взросления" (скачать можно тут - http://www.rojdestvo.ru/mag/nomera/1352/)

Под катом авторский текст без сокращений и редактуры. По большому счету, дописать статью до конца я не успел, редактор, узнав ее объем, затребовал текст на предварительный просмотр, да так и запустил его в печать. Так что, хвостик несколько подкачал.... :)


А еще жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать!

Некоторые особенности автотуризма делают этот способ особенно удобным для путешествий с детьми:
1. Автомобилист свободен в выборе маршрута и графика движения. Он не боится опоздать на поезд и, в отличие от автобусного тура, может в любой момент свернуть с дороги, если увидел нечто примечательное, или просто пожелал остановиться.
2. Автомобиль - не просто средство передвижения, но и дом на колесах. Он хорошо защищает свой экипаж от непогоды, имеет печку для холодов и кондиционер для жары. В некоторых авто можно даже переночевать (а в кемпере - так и просто жить). Стены этого дома оградят Вас и от нежелательных соседей – выпивающих и матерящихся пассажиров плацкартного вагона, курящих, занимающихся попрошайничеством. Никто не будет замечаний вашему ребенку за то, что он поет песни, громко разговаривает или «неправильно себя ведет».
3. Автомобилист имеет куда больше возможностей для перевозки багажа, и с точки зрения веса, и с точки зрения набора предметов. Никто не заставляет сдавать перед посадкой в автомобиль маникюрные ножницы или бутылку с водой. С собой можно взять все, что сочтете нужным - и игрушки, и книжки, и любимый цветок в горшочке.
4. Для семьи путешествие на автомобиле обходится дешевле, чем любым другим видом транспорта. Для наглядности представим семью из четырех человек (папа, мама, двое детей) решившую отправиться из Владимира в Петербург. Из Владимира в Москву они доберутся на электричке, заплатив 966 рублей (два взрослых и два детских билета). Из Москвы в Петербург отправятся на поезде (в плацкарте), что обойдется в 3000 рублей (цены на весну 2012 года). Итого – 4000 рублей за не самое комфортное перемещение. Расстояние по автодорогам между Владимиром и Петербургом составляет около 900 километров. Средний автомобиль, двигаясь по трассе, расходует около 8 литров бензина на сто километров. Итого потребуется 56 литров горючего, которое обойдется в 1680 рублей (принимаем цену литра бензина за 30 для удобства подсчетов). В 2,5 раза дешевле! И по времени - почти тоже самое, – несколько большую скорость поезда компенсирует то, что автомобилист не делает в Москве остановку для пересадки. Причем, чем больше детей в семье, тем выгоднее путешествовать на автомобиле.
Конечно, путешествие на автомобиле не лишено и некоторых недостатков. Упомянем о них.
1. Автомобиль необходимо приобрести и содержать. Причем, чем лучше приспособлен автомобиль для путешествий, тем дороже он обходится в повседневной жизни. Наиболее удобный для поездок «дом на колесах» - автокемпер – вообще невозможно применять для чего-либо другого.
2. Во время путешествия автомобилем нужно управлять. Т.е. затрачивать собственные усилия. Конечно, для многих автомобилистов управление железным конем доставляет удовольствие, но в путешествиях порой приходится проводить по 7 – 8 часов за рулем в день – как профессиональному шоферу.
3. Путешествие на автомобиле более опасно, чем на поезде или самолете. Так говорит статистика. Конечно, не следует преувеличивать этот фактор, но и забывать о нем нельзя.

Что перевешивает? Преимущества или недостатки? Как ни странно, но ответ на этот вопрос зависит от толщины Вашего кошелька. Если он толст и толст стабильно, то Вы можете себе позволить реализовать все преимущества автопутешествия, решая возникшие проблемы с помощью денег. Например, оплачивая дополнительный вес багажа или покупая билеты в СВ.
С другой стороны, если Вы человек не богатый, но семейный, то автомобиль становится чуть ли не единственной возможностью посетить многие интересные места всей семьей и при этом не разориться.

Безопасность юридическая и реальная.
Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо уточнить несколько юридических моментов.
Во-первых, путешествовать можно только на автомобиле, предназначенном для перевозки пассажиров. Забудьте опыт папы, мамы и их восьмерых детей с поездкой в кузове грузовика на матрасах. С той поры прошло немало времени. Важно, что в машине должно находиться ровно столько людей, на сколько она рассчитана. Никаких «ребенок на коленях у бабушки» быть не должно.
Во-вторых, Правила дорожного движения (слышали про такие?) гласят: Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Переведем на нормальный язык – на переднем сидении ребенок должен находиться в автокресле, на заднем – можно использовать «иные средства» позволяющие надежно пристегнуть его ремнем – например, обычная плоская подушка или даже сложенное в несколько слоев одеяло.
На чем основаны эти правила? На том, что производители автомобилей считают минимальным ростом человека 150 см. Именно на такой рост рассчитаны ремни автомобиля и подушки безопасности. Люди ниже этого роста рискуют в случае аварии «поднырнуть» под ремень безопасности и улететь со своего места. Либо получить перелом шеи от удара подушкой безопасности.
Только очень немногие автомобили оснащены встроенными сидениями для детей. Владельцам остальных нужно покупать детские кресла. Их выбору посвящено огромное множество статей, как в печатных изданиях, так и в инете, поэтому останавливаться на этом вопросе смысла не имеет. Нужно учесть лишь одно – во время путешествия ребенку предстоит провести в этом кресле часы, а раз так, то помимо прочих достоинств, оно должно быть удобным для ребенка.
Можно ли приобретать подержанное кресло? Можно, но только при одном условии – оно не должно быть аварийным, т.е. побывавшим в аварии. Дело в том, что очень многие кресла являются «одноразовыми». В их конструкцию входят элементы из специального пластика или пенопласта. В случае аварии они запрограмированно ломаются, поглощая за счет своей поломки энергию удара. Разумеется, такое кресло к последующему использованию непригодно.

На какой машине лучше всего путешествовать?
Ответ на этот вопрос прост – на исправной. Для путешествий годиться любой семейный автомобиль. Какие-то из них справляются с задачей «дома на колесах» хорошо, какие-то - хуже, но ехать можно абсолютно на любой машине. Главное, чтобы она не сломалась в дороге – иначе все путешествие пойдет насмарку. Поэтому перед поездкой имеет смысл произвести полную диагностику машины, очередное техобслуживание, чтобы быть уверенным, что ничего не сломается неожиданно.

Детки в клетке
То есть в машине. Как и всякий дом, автомобиль для путешествия надо обжить. Для начала необходимо продумать, как Вы рассадите детей. С одной стороны, им должно быть интересно и удобно, с другой, кто-то из взрослых должен находиться среди них (особенно, если дети маленькие). Надо учитывать и конструктивные особенности машины – на задних, дополнительных местах семиместных минивэнов комфортно себя будут чувствовать только дети.
Для комфортного нахождения в салоне авто, вам потребуются также шторки на окна (от солнышка), запас питья, перекуса (печенье, конфеты, орехи и т.д.) – это позволит перебивать аппетит у детей и поддерживать в них должный уровень бодрости.
Позаботьтесь о том, чтобы детям не было скучно – диски с музыкой, аудиокнигами, музыкальными сказками в этом здорово помогут. Также возьмите небольшие альбомчики или блокнотики, карандаши, ручки, головоломки, небольшие ручные игры (слово настольные тут не годиться, в редком автомобиле у пассажиров есть возможность пользоваться столом). Главное, постоянно следить за тем, чтобы дети не скучали. Меняйте вид развлечений, беседуйте с ними, коротко рассказывайте о местах, которые проезжает автомобиль.
Для того, чтобы дети привыкли к этому виду путешествий, совершите несколько небольших однодневных поездок, которые помогут автомобилю и детям притереться друг другу.

Планирование автопутешествия.
Первое и самое главное – чем больше времени вы потратите на подготовку к путешествию, тем более интересным и увлекательным оно получится. Подготовку имеет смысл начинать за несколько месяцев до старта, определите цель поездки, выберете маршрут, определитесь со сроками.
На основе этих базовых параметров уже не сложно будет рассчитать остальные. В годы войны пилоты бомбардировщиков перед вылетом прорабатывали маршрут методом «пеший по летному» - на картах проходя все, что предстояло сделать в полете.
Точно также необходимо составить план будущей поездки. Вы должны знать заранее, сколько километров (примерно) надо проехать в тот или иной день, где вы будете ночевать, обедать, что посетите т.д. Путеводители, карты и интернет сайты позволят составить подробную программу практически по любой обитаемой местности.
Также очень полезно перед поездкой почитать отчеты других путешественников, передвигавшихся по тому же или схожему маршруту. Их без труда можно найти в интернете. Это ценнейший источник информации, в котором есть сведения, не указанные ни в одном путеводителе.
При составлении графика поездки, надо помнить, что главное в ней – интересы детей. Познавательные экскурсии и посещения музеев, надо сочетать с отдыхом и развлечениями, например, посещениями аквапарка или детского парка развлечений.
При планировании посещения музеев, и т.д. заранее продумайте вопрос, где вы оставите автомобиль. Если в Европе при каждом подобном месте предусмотрена автостоянка (зачастую платная), то в России и странах СНГ ее, скорее всего, не окажется и в поисках места для машины можно провести много времени.

Куда ехать?
Здесь автопутешественник ограничен тремя факторами - наличием дорог, временем и безопасностью.
Конечно, хорошо подготовленный джип позволяет проехать почти всюду, но во время захватывающих внедорожных приключений детям отведена лишь роль зрителей и они начинают скучать. Это папа и дядя Сережа носятся с возбужденными лицами, орудуя лебедкой и хайджеком, протаскивают стальную колесницу через очередную грязевую яму или бурелом. А Дима и Миша обречены стоять на обочине под моросящим дождем отбиваясь от тучи комаров.
Фактор времени имеет двоякую сторону - с одной стороны, мало кто может себе позволить уехать на 4 - 5 недель, чтобы из Петербурга махнуть на Байкал, а, с другой стороны, у детей любознательность детей тоже имеет свой предел. Через две - три недели постоянной смены дорожных впечатлений память ребенка переполняется. Он уже не хочет видеть ничего нового, мечтает вернуться домой, чтобы переварить увиденное в спокойной, привычной обстановке. Конечно, хорошо составленная программа, сочетающая познавательные экскурсии и отдых, помогает оттянуть этот момент, но далеко не всегда.
Главный же фактор, влияющий на выбор маршрута – это безопасность. Существует целый ряд регионов, посещая которые, путешественник сильно рискует кошельком и жизнью. Это, прежде всего, Северо-кавказский федеральный округ РФ и примыкающие к нему страны Закавказья. Есть страны и регионы, славящиеся своими вымогателями на дорогах и отвратительным сервисом – Краснодарский край, Абхазия, Румыния, в меньшей степени Украина.
Центральные и северо-западные области России более безопасны для путешественников, а Белоруссия и зарубежная Европа и вовсе могут считаться «раем для автотуристов».

Где ночевать?
В России наиболее комфортабельными пристанищами для автопутешественников являются гостиницы. В советское время их почти не строили (для сравнения – в дореволюционном Муроме было 8 гостиниц, в советском – только 2), но в последние годы их стало число стало расти, особенно в популярных туристических центрах. Значительно повысились уровень комфорта и сервиса (хотя до европейского ему еще довольно далеко). Как правило, при гостинице имеется кафе или ресторан, а также – охраняемая автостоянка.
К недостаткам российских гостиниц следует отнести высокую цену, и, что особенно важно для путешественников с детьми, отсутствие семейных номеров. Для одного ребенка еще можно взять дополнительное место в номер (раскладушку, той или иной степени продавленности), но если детей больше двух – без аренды второго номера не обойтись.
Если целью вашего путешествия является крупный город, и вы планируете задержаться в нем на продолжительный период, то наиболее предпочтительным вариантом является аренда квартиры. Конторы, занимающиеся сдачей квартир туристам и командировочным, существуют сейчас практически во всех крупных городах. Их сайты легко найти в интернете, где можно ознакомиться с предложениями и ценами, а заодно и забронировать жилье. На этом рынке довольно много мошенников, поэтому лучше обращаться к конторе, о которой уже есть благоприятные отзывы.
Неплохим вариантом размещения для путешественников с детьми является база отдыха или турбаза. Здесь, как правило, можно арендовать многоместный домик, в котором семья может удобно разместиться.
Если ночь застала вас в дороге, то в качестве варианта ночлега можно рассмотреть мотель. В последние годы таких заведений возникло множество вдоль всех крупных автодорог России. Рассчитаны они, главным образом, на дальнобойщиков и располагаются неподалеку от заправок. Некоторые топливные компании создают свои сети мотелей, совмещенных с бензоколонками. По уровню комфорта мотели соответствуют дешевым гостиницам. В отличие от отелей, которые можно найти в центре городов или хотя бы в городской черте, мотели обычно располагаются непосредственно на трассе. Они удобны, если ночь застала вас в дороге, но мало подходят, если Вы приехали в город, с целью знакомства достопримечательности.
В отличие от туриста-водника или своего колесного собрата велотуриста, автомобильный путешественник в России редко может позволить себе ночлег в палатке. Не так-то просто найти место для стоянки, чтобы оно было, с одной стороны, удобно, с другой, - скрытно от лихого глаза, с третьей – доступное для легкового автомобиля. В России такое возможно только при путешествии по национальным паркам или полупустым районам русского севера.
При путешествии по центральным регионам, в случае необходимости ночевки на трассе, и отсутствии поблизости мотелей или гостиниц, лучше ночевать в машине, на стоянке рядом с постом ГИБДД или на крупной заправке.
За рубежом существует очень удобная для автомобильных путешественников система кемпингов. Кемпинг – от английского Camp – палатка, организованный лагерь для путешественников, которые возят свой домик с собой. Здесь автомобилисту предоставят место для парковки, место, чтобы поставить палатку, и инфраструктуру, включающую в себя, как правило, кухню, санузел, душ, стиральную машину и т.д. Ночлег в кемпинге обходится значительно дешевле, чем в любой гостинице.
Для ночевки в кемпинге необходимо иметь соответствующее снаряжение, благо в сегодняшних магазинах его легко приобрести. Прежде всего, это большая палатка, высокая и просторная. В качестве кроватей отлично подойдут толстые надувные матрасы, в качестве белья – спальные мешки. Пригодятся также складные стол и стулья, фонарики и т.д. По соотношению цена/качество кемпинги представляют собой наиболее удачную форму ночевок для автотуристов при путешествии по Европе.
Некоторые кемпинги можно забронировать заранее, через интернет, и эта бронь также как и гостиничная, может быть использована при получении виз в другие страны.

Где питаться?
При путешествии с детьми очень важно обеспечить им полноценное регулярное питание. Во-первых, потому, что голодный ребенок - это страшный человек, а, во-вторых, регулярное питание – основа сохранения детского здоровья.
В этом аспекте автотуризм имеет большие преимущества перед всеми другими видами путешествий. К его услугам, как предприятия общественного питания, так и собственный запас продуктов. Автохолодильник и газовая плитка позволяют приготовить горячую еду в любых условиях. Термосы выручат в случае длинных перегонов - в них можно сохранить не только чай кофе, но и суп, и кашу. Времена дефицита ушли в прошлое, а потому нет необходимости брать с собой запас продуктов на все время путешествия. Вполне достаточно иметь суточный запас, а остальное по мере необходимости покупать в магазинах.
В последнее время вдоль всех федеральных автодорог России появилось множество кафе, предлагающих водителям свои услуги. Для отдельных придорожных населенных пунктов обслуживание проезжающих стало главным источником средств к существованию. Однако, качество пищи в этих точках общепита колеблется от отличного до опасного для здоровья, поэтому к выбору места обеда надлежит подойти с большим вниманием.
Наиболее надежны (и одновременно наиболее дорогие) кафе, расположенные на крупных сетевых автозаправках. Таких, как BP, Лукойл, Роснефть. Там можно найти полноценные горячие блюда и превосходный кофе.
Хорошие придорожные кафе помогут найти скопления фур – дальнобойщики, что попало есть не станут.
Наименее благополучными со всех точек зрения являются забегаловки, торгующие неясного происхождения шашлыком и другими изделиями «кавказской кухни».
Опять же, отзывы о хороших кафе можно найти в отчетах других путешественников в интернете.

Главное, что дает путешествие на машине – это возможность длительного общения с ребенком. Когда еще Вы проводите с ним столько часов подряд и Вам никто не мешает поговорить, на самые разные темы? Когда еще Вы увидите своего ребенка в течение всего дня? Когда еще Вы окажетесь с ребенком в одном экипаже? Дети порой забывают места, где они были, и достопримечательности, которые Вы им показывали, но пока их помнят – они меняются. И эти изменения, эти ощущения – это то, что остается навсегда. В путешествии сам процесс важнее результата.
Tags: дети, моторъ, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments