Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

А.И. Любжин "История русской школы".


Впечатления от презентации.

Сегодня довелось побывать на презентации книги Алексея Игоревича Любжина "История русской школы Том 1. Русская школа XVIII столетия". Пока в голове еще что-то держится, попробую поделиться впечатлениями.


Для начала о самой книге. Это фундаментальная монография, охватывающая всю историю русского образования, начиная с XVII века и заканчивая катастрофой 1917 года. Представленная часть напоминает о том, что XVIII столетие - это не только "громкий век военных споров", но и время создания отечественной системы образования. И этот процесс освещен предельно подробно и систематизировано. Перед читателем не справочник, не сборник статей, а единое, связанное внутренней логикой повествование, в котором информация изложена как в хронологическом, так и в тематическом порядке. Книга буквально насыщена документами и источниками, которые автор предпочитает не пересказывать, а приводить полностью или в значительном объеме. Большой объем (две книги первого тома в сумме - 1400 страниц) позволяет сделать описание весьма подробным. Предположу, что с выходом этой книги, наши историография русского образования разделилась на два этапа - до нее и после. В течение ближайшего полувека монографии суждено служить базовым источником в этой сфере. Еще одним важнейшим достоинством является язык книги. Он совершенно лишен черт советского научного и псевдонаучного канцелярита, всех этих громоздких наукообразных построений, сложных и никчемных терминов, скопированных из англоязычной литературы. В то же время, это не упрощенный язык популярной литературы. Это русский язык, на котором могли бы говорить в Российской Империи, если бы она дожила до нашего времени.
Благодаря щедрости спонсора книга прекрасно издана. Давно не приходилось держать в руках столь качественное издание. Приятный переплет, чудесная бумага, "мягкий" не слишком мелкий шрифт. Прекрасного качества черно-белые иллюстрации. Когда берешь в руки испытываешь уважение и даже благоговение, перед столь замечательным изданием. Кощунственно подумалось, - конечно, хорошо бы сделать и дешевую, доступную версию, но лучше не надо. Потому что такая книга не может быть дешевой и на плохой бумаге. Небольшой размер тиража издатель обещает компенсировать особым электронным изданием, что решит проблему доступности, но сохранит неповторимое очарование прекрасно изданной книги.

Открываю на случайной странице и вижу иллюстрацию - обложку книги "Детское чтение для сердца и разума". Той самой, что читал маленький Сережа Багров из чудесного произведения Аксакова. А ведь, наверняка, в книге есть и про казанскую гимназию, в которой потом учился автор, и про домашнее образование его эпохи....

О презентации.
Место выбрано просто идеально - где еще представлять такую книгу, как не в особняке XVIII века? Зал культурного центра, большой, просторный, рядом книжный магазин, где можно было книгу приобрести - место надо признать очень удобным. Публика собралась весьма заинтересованная и доброжелательная. Было приятно увидеть хороших людей, которых знаешь только по виртуальному пространству, что называется в живую.
Представляли книгу весьма почтенные люди в сфере истории и педагогики - Сергей Владимирович Волков, Юрий Анатольевич Шичалин, Дмитрий Михайлович Володихин, Дмитрий Павлович Ивинский, Павел Петрович Панкин, его высокопреподобие о. Владимир Виглянский, представители Фонда св. Василия Великого и издательства.
Конечно, все выступавшие говорили хорошие слова о книге и об авторе, но в целом получилась неявная дискуссия вокруг смысла издания. Автор сформулировал его четко - нет смысла рассказывать о прошлом, не имея ввиду использовать его уроки в настоящем. И опыт императорской многоукладной школы, включавшей в себя несколько самых разных систем образования (увязанных, при этом в единую систему и взаимодействующих между собой) может и должен быть использован при устройстве российской школы в наши дни.
Неявно возражали этому тезису апологеты школы советской. Вновь была озвучена сказка позднесоветского времени о том, как девочка троечница в советской школе, эмигрировав в Европу, стала там отличницей (при этом, выясняется, что девочка была не простая, а дочка всемирно известного академика, что училась она пусть и на тройки, но не в самой простой (мягко скажем) школе, что в Германии родители, не разобравшись в местных реалиях, отдали ее опять же не в лучшую школу и т.д.). Все это увязывается с претензиями советской школы на преемственность от дореволюционной, причем, не абы от чего, а от Гимназии.
Ю.А. Шичалин спокойно разбил этот тезис, показав, что преемственность если и наблюдалась, то частичная и лишь в очень короткий промежуток времени. (Давший, интересные результаты).
Сидевший, что несколько символично, на противоположном конце стола П.П. Панкин выступил с очередной филиппикой в защиту советской школы, суть которой сводилась к трем тезисам - "дайте денег", "загоните в педвузы лучших", "учитель - больше чем учитель".
Но чтобы учитель стал больше, чем учителем, он для начала должен быть именно учителем, а не "работником системы образования", а такие в советской школе были редкостью. Вообще, забавно, что апологеты советской школы в качестве аргументов в свою пользу, говорили об аспектах, которые в реальной советской школе были противоестественными исключениями, создававшимися и выживавшими вопреки системе. Зато теперь удобно говорить при случае как замечательно воспитывали и учили детей в такой-то и такой-то школе.
Впрочем, это я отвлекся.
И как заключение - прекрасное высказывание автора книги - "если систему образования много ругают - значит она хорошо работает, и чем больше ругают - тем лучше работает".
Еще одно впечатление о презентации - как год назад на Романовских днях - ощущение силы реакционного движения, способного к созиданию. Сколько ни есть у нас красных, а создать фундаментальное историческое исследование подобного уровня они просто не в силах. А реакционеры смогли. Смогли найти средства и на создание книги и на ее прекрасное издание. И пусть они очень разные люди, но как и в романовские дни, ощущаешь связь.
Во вторник довелось присутствовать на презентации книги о деятельности Н.И. Ильминского как просветителя и миссионера Поволжья, и там также говорилось о значении старого опыта и дискуссия шла вокруг его применения сейчас. А написал ту книгу - выпускник казанской духовной семинарии, а издало - весьма реакционное издательство и тоже практически без роли государства.
На презентации вчера упоминали святителя Филарета Московского, а я вспомнил коломенского священника, правнука белого казака, что водил нас по Коломне и показывал места, связанные с детском святителя.
Пока красные взывают "начальник приди и заставь", реакционеры созидают. И в этом сила.
Впрочем, все это лишь сторонние размышления. Главное, появилось новое фундаментальное исследование по истории русского образования, и остается надеется, что мы увидим все пять томов этой прекрасной книги.
Приобрести первые два тома можно на сайте издателя
http://nikeabooks.ru/books/proza-i-poeziya/istoriya-russkoy-shkoly-imperatorskoy-epokhi-v-3-t-t-i-russkaya-shkola-xviii-stoletiya/
На презентации книга продавалась несколько дешевле, но, поверьте, и 1800 рублей за два таких тома - это немного. И две тысячи были бы хорошей ценой. Она будет доступна в библиотеках, может быть, в электронной версии, о которой говорил вчера издатель, но она не должна утонуть в словопомоле, в тоннах книжек, изданных на дешевой бумаге, которые дешево и ценятся.
А.
Tags: В библиотеку монархиста, книги, обывательское, реакционное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments