Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Дорожные заметки или отрывок из книги


Книга о граде Китеже к изданию готовится. Авторское название отстоять не удалось, но удалось (вроде бы) и издательское изменить на более-менее приемлемое. Верстку опять же не показали, но хоть по телефону ряд моментов сняли. Вроде в течение нескольких недель должна выйти, а пока, предлагаю вниманию отрывок.
В отличие от бумажного издания - с иллюстрациями.

Путешествия по историческим местам родной страны – один из важнейших путей к постижению истории. Одно дело – читать в учебнике про широкое бородинское поле, а совсем другое – пройтись по его проселочным дорогам, подняться к основанию главного монумента на Курганной высоте, увидеть простор и силу... Одно дело читать, про штурм злыми ворогами крепких стен стольного града Владимира, а другое дело – самому взобраться на осевший от времени, но все равно крутой да высокий Козлов вал, что рядом с Золотыми воротами. Да на сами ворота подняться, по узкой, сделанной еще в XII веке белокаменной лестнице.

Первый вопрос, который всегда встает перед путешественником – это вопрос о способе перемещения, или, говоря по-русски, как добраться? Во времена древние, хотя и не столь еще далекие, наш предок, русский крестьянин, пускался в путь либо пешком на своих на двоих, либо запрягши невысокую, да выносливую лошаденку в простую телегу. Пешком далеко не ходили – в волость, в уезд, самое большее – в губернский город. Свои ноги не казенные, их и поберечь надо для дела. В дальний путь пешком отправлялись только на богомолье, по святым местам. И не только крестьянин, и служилый человек по отечеству, и боярин, да и сам царь отправлялся пешком из Москвы хоть в тот же Троице-Сергиев монастырь. Впереди – стрельцов отряд, за государем – свита немалая, но идет он, повелитель всея Руси, пешком, как простой богомолец. Переходов далеких не делал – богомолье спешки не любит. Первая остановка, первый путевой дворец – в селе Алексеевском, всего-то в восьми верстах от Кремля.
В иной же дальний путь отправлялись на лошадиной тяге. Порой собирались артелью и брали одну лошадь с телегой на всех. В дороге шли пешком, на телегу сваливали вещи, съестные припасы, могли и ослабевшего товарища положить.

Зимой, на сани и вовсе садились все вместе и только снежная пыль взвивалась позади….

Так было долго, пока по воле Государя Императора Николая I Павловича, не огласил русские долины паровозный гудок и застучали колеса, по чугунной мчась дороге. Первая – из Петербурга в Москву, потом вторая пошла, третья, четвертая… и полвека не прошло, как вся Россия оказалась покрыта стальной сетью. В самом конце XIX века дошла дорога до самого края – Тихого океана. Всюду раздавались гудки паровозов, в три цвета, соответственно классу окрашенные, летели вагоны. И лошадкам вышел отдых, никто больше в дальнюю дорогу их не гонял, чугункой и быстрее и дешевле.
После революции и лошадки мало у кого остались, но железные дороги выдержали. Паровую тягу сменила электрическая или дизельная, вагоны поменялись до неузнаваемости, где-то рельсы исчезли, где-то появились новые, но по-прежнему стучат колеса и качаются вагоны.
В шестидесятые годы появились в России асфальтовые шоссе. Нет, отдельные дороги и раньше были, но именно в это время началось строительство системы автомобильных дорог. Строили ее долго, временами забрасывали совсем, временами – строя побольше. В начале XXI века построили трассу Чита – Хабаровск и тем довели сеть асфальтовую до самого края, до города Владивостока. И хоть дороги наши не столь хороши, как в Европе или в Америке, или на острове Японском, хоть и ругаем мы их, а все же, прав был поэт, что для детей писал:
Открылись нам все дали
На север, запад, юг, восток
Ты сам себя доставишь в срок,
Садись, и жми педали.

Тогда же пересекли страну и иные трассы, глазу простому не видимые – воздушные. Пассажирские лайнеры взмыли в небеса и путь, который когда-то занимал пару месяцев, теперь можно преодолеть за несколько часов.

Так на чем же ехать? Самолет нам для путешествий по центральной России не понадобится. Рейсов на короткие расстояния мало, а выигрыш во времени от быстроты полета, съедается почти подчистую сложными процедурами регистрации, досмотра, сдачи и получения багажа, да и до аэропорта добираться не близко. А уж цена на авиабилеты…. Нет, самолет нам сейчас не подойдет.
Поезд другое дело – ехать на нем удобно. Он едет, а у путешественника время свободное – хочешь книжку читай, хочешь – на планшете или на компьютере пиши, хочешь – закуси, а потом и поспать можно. В вагонах нынче чисто, тепло и уютно. Цены на билеты, хоть и кусаются, но покамест вполне доступны.

Одно плохо. Поезд, он дальше вокзала не пойдет. А от него до интересующего нас места добираться надо. Сразу скажу – местные автобусы или маршрутки тут не помощники. Ходят они нечасто, расписание их днем с огнем не сыщешь, А коли и сыщешь – то не всегда рад будешь. В иные села автобус ходит два раза в неделю. То есть туда ты приехал, а обратно – через три дня только. Да и не во все интересные места автобус ходит.
Тут поезду поможет… велосипед. Велосипед в России тоже давнюю историю имеет. Первые клубы циклистов появились еще в восьмидесятые годы девятнадцатого столетия. И первые правила дорожного движения придуманы были именно для велосипедистов. И ездили русские велосипедисты в поездки-путешествия дальние. В 1911 году уроженец Казанской губернии Онисим Панкратов на велосипеде объехал вокруг земного шара. Международный союз велосипедистов наградил его Бриллиантовой звездой. За прошедшие сто лет, никто из соотечественников наших столь редкую награду не получал.

Современный велосипед – это как чудо-конь из сказки, весит немного, прочен, надежен, быстр, благодаря передачам бережет силы седока, да и стоит не так чтобы очень дорого. Опять же, для здоровья полезно. По проходимости велосипед современный разве что танку уступит – любая дорога ему нипочем. И на поезде его возить можно, для того чехол специальный в продаже имеется. Не во всякий вагон, конечно, влезет, но если потратить на стадии подготовки к путешествию чуть больше времени, и этот вопрос решается. К велосипеду нужно и снаряжение специальное, в первую очередь – шлем. Рук у ног у человека по две, а голова одна и ту жалко.

На хорошем велосипеде даже не самый тренированный человек может проехать за день от восьмидесяти до ста километров. Иные спортсмены и по двести с лишним отхватывают, но то спортсмены. Путешественнику спешить некуда. Едет он себе не торопясь, со скоростью пятнадцать – двадцать километров в час, и куда надо доезжает.
Одно плохо - если дождь пойдет? А если мокрый снег? А если лихие люди погонятся с намерениями недобрыми? Есть у поездки с велосипеда и недостатки – хоть и выглядит он порой как чудо-конь, да о двух колесах всего, в телегу не запряжешь…

Современная телега давно уже не влечется лошадью. Вернее, влечется, да одной, а несколькими десятками, а то и сотнями и едят те лошадки отнюдь не овес.
Автомобиль - вот кто потеснил поезд с пьедестала главного транспортного средства. Долгие годы зеленые составы лишь посмеивались, глядя на застывшие у переездов четырехколесные экипажа. Куда вам до нас, зеленых да длинных. Был автомобиль роскошью, не всем доступной. В семидесятые годы «Жигули» стоили 46 месячных зарплат советского труженика. Да и по такой цене в магазине не продавались, очередь за ними была и не на один десяток лет. Но советские времена кончились и России стала стремительно обретать колеса. Из-за рубежа хлынул поток подержанных авто, появились иноземными фирмами построенные заводы, свои подтянулись и покатились машины по русским дорогам. В наше время машина стала доступной. Новенькая «Гранта» - потомок тех самых «Жигулей», стоит всего 12 месячных зарплат, а уж поддержанную, в состояние «на ходу» и вовсе почти всякий купить может. За машинами подтянулись и те, кто их обслуживает.
Заправки вдоль дорог как грибы выросли, автосервисы, шиномонтажи, мотели, кафе дорожные…. Пусть и не так чисто и красиво, как в Европе, да Америке, но все работает. Ожили дороги наши. И машину есть, где заправить, и самому закусить, и починить, и эвакуатор вызвать, ежели совсем встанет….

Чем хороша машина? В первую очередь, - свободой. Ты сам определяешь маршрут, а если что не понравилось, - поменял. Увидел в окно церковь старинную – остановился, увидел указатель к месту интересному – свернул. Во вторую очередь, - комфортом. В салоне тепло, если жарко, включил кондиционер, если холодно – печку. Музыку включил какую хочешь или аудиокнигу интересую. В третью очередь, автономностью. Автомобиль, не только средство передвижения, но и дом на колесах. Вещей можно взять с собой сколько нужно, не обращая внимания на ограничения по весу и по содержимому. При необходимости в машине и переночевать можно. Не с таким комфортом как в спальном вагоне, конечно, но все-таки под крышей и в тепле.
На какой машине лучше путешествовать? Ответ прост – на исправной. Конечно, завлекательно выглядят внедорожники с силовыми бамперами, лебедками, «люстрами» на крыше и яркими наклейками на бортах. Смотришь на такой автомобиль и понимаешь, что на нем проедешь всюду. Однако, чтобы попасть туда, где все эти большие колеса, самоблокирующиеся дифференциалы и лебедки могут понадобиться, необходимо проехать не одну сотню верст по самым обычным асфальтовым шоссе. Обычный автомобиль позволяет подъехать ко многим интересным местам на расстояние трех – десяти километров, которые и пешком пройти не сложно. А ведь можно еще и велосипед в багажник погрузить…. Так что, оставим внедорожники тем, для кого привлекателен сам процесс езды по бездорожью, и выберем машину простую. Поскольку дороги у нас все-таки российские одно техническое условие укажем – просвет дорожный должен быть не меньше 150 – 160 миллиметров.
Конечно, за все надо платить, и за удобство и свободу автомобильного перемещения тоже. Для начала – временем, что проводите за рулем. В поезде мы пассажиры, а ведет нас машинист. В машине же машинистов нет. И хотя работа шофера в современной машине заметно упростилась, но все равно – за дорогой следи, руль крути, на педали нажимай. Больше тысячи верст в день не проедешь. Можно замахнуться и на большее, но тогда шанс пополнить собой статистику ДТП сильно увеличивается.

Во-вторых, как и некогда лошадку, машину нужно кормить. И в отличие от лошадки на придорожный луг ее пастись не пустишь. Ей нужно топливо и топливо хорошее. Конечно, в России оно дешевле, чем во многих иных странах, но и дешевым его не назовешь. А еще машину надо содержать… Но, ведь и использовать ее можно не только в путешествиях. Менять образ жизни приходится – ты человек с машиной, или без машины.
Как показывает статистика, все больше наших соотечественников выбирает образ жизни с автомобилем. На сто сорок миллионов нашего населения приходится 40 с небольшим миллионов легковых автомобилей, 340 машин на тысячу жителей, то есть машина на трех человек. Оттого на дорогах появились пробки, заторы, в которых можно потерять немало времени. Но о дорогах поговорим после, а сейчас....
Tags: книги, мобифото, путешествия, фото
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments