Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Обывательское, о самолетах и допинге



В 70-е годы ХХ века реактивная пассажирская авиация праздновала триумф. Лайнеры стали летать быстрее, выше, сильнее, а их владельцы упоенно подсчитывали прибыли. И тут появилась неведомая прежде напасть - требования законодателей по уровню шума двигателей. Началось все, как водится, с протестов общественности. Действительно, многие аэропорты и в Европе и САСШ находятся рядом с населенными пунктами, а рев двигателей взлетающих лайнеров действительно громкий. Поначалу авиаторы отбивались, разъясняя жителям, что аэропорт важнее, и соглашаясь на паллиативные меры вроде снижения мощности движков на взлете. Жители возмущались, судились, и регулярно проигрывали суды.
Но потом, их требования неожиданным образом воплотились в национальном (а потом и наднациональном) законодательстве. Серьезные люди пролоббировали принятие подобных законов и авиаторы ничего не смогли с этим поделать.

Помимо сбережения ушей европейских и североамериканских обывателей противошумные законы имели другую задачу - стимулирование развития авиационных технологий. Конструкторам искусственно ставили препятствия, обойти которые можно только выйдя на новый технологический уровень. Система не нова. Она лежит в основе тех видов спорта, где соревнуются не только спортсмены, но и инженеры, например, Формулы 1.
В Советском Союзе над противошумными законами только посмеялись, мол у нас то таких проблем нет, страна большая и аэродромы можно строить далеко от жилья, да и жителям в голову не придет протестовать или хотя бы жаловаться.
Смех как-то умолк, когда на бетонки аэродромов выкатились новые европейские и североамериканские лайнеры с объемными салонами и новыми двигателями, экономичность которых превосходила предыдущие чуть ли не в разы. Да и шуметь они стали меньше.
Конечно, этот процесс пережили не все. Исчезли милые фоккеры, трайденты, локхиды, и даже Дугласы. Выжили сильнейшие - Боинг, Аирбас, Pratt & Whitney, Роллс Ройс и некоторые другие.

Такие же методы применяются и для стимулирования других областей - автопроизводителей третируют нормами экологии и нормами безопасности, производителей мониторов - уровнем воздействия на глаза и т.д.

Теперь о спорте.
Все знают, что современный спорт высоких достижений основан не только на правильном организационном подходе и деньгах, но и на достижениях фармакологии. Как ни странно, именно здесь кроется его полезная для человечества функция - спортсмены выступают в роли подопытных кроликов (добровольно и за хорошую плату), а препараты, что тестируются на них, потом используются и в других сферах. Спорт стал соревнованием не только людей, но и фармакологов.
Антидопинговое законодательство здесь является таким же стимулом к совершенствованию, как и противошумные меры в авиации. Его периодически ужесточают с целью заставить химиков шевелиться и придумать нечто новое, что поможет олимпийцу и не обнаружится жукотестом.

Конечно, у ожесточения антидопинговых норм есть и еще одна цель - отсеять тех, кто не справляется с новым уровнем, сократить число конкурентов на поле спортивной фармакологии.

Что попыталось сделать российское руководство? Играть по правилам не получается - российская фармоиндустрия и наука, хотя и не слабы, но не в состоянии конкурировать с лучшими лабораториями САСШ и Европы. И исправить это в короткий срок не возможно (даже если допустить, что есть такое желание). Проблема не имеет простого решения. Нельзя подтянуть или создать только одну высококлассную лабораторию в стране, потому что конкурентами выступают не лаборатории, а огромные фармокологические империи, с лучшими лабораториями и производствами в мире. Добавим и с лучшими персоналом.

Поэтому попытались объехать на кривой козе систему контроля. Подключили спецслужбы и те с задачей справились. Но система заметила. Заметила и жестко такую попытку пресекла. Не столько за нарушение правил игры, сколько за то, что показан путь, которым могут воспользоваться и другие игроки с фиговой наукой. Спецслужбы-то у многих имеются.

Да, современный спорт - спорт не только людей, но и препаратов. И чтобы побеждать, надо уметь такие препараты создавать. А чтобы создавать надо создавать (учить) тех, кто может это сделать. Но говорить о политике и заговоре - проще.
В свое время так же пытались доказывать, что Ту-154 и Ил-86 ничуть не хуже боингов, а запрет на полеты в Европу - политический заказ....


В авиации хватило мозгов и ресурсов взяться за дело нормально. Не все получается гладко, но успехи есть:

(Суперджет в ливрее ирландской авиакомпании. Ни один советский пассажирский самолет продать в Западную Европу не получалось).

Бог даст, будут и новые.


Так и со спортом. Все эти подмены и замены помогут раз, другой третий, а потом кто-то включит "мозговой ускоритель" и прощай удача


А.
Tags: розмыслы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments