Посмотрел на досуге японскую фильму "Командующий объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото", который наши переводчики зачем-то обозвали "Атака на Перл-Харбор". (Европейцы перевели просто как "Адмирал").
Некоторые сумбурные мысли.
0. По видимому, успех "Ямато" стимулировал японских киношников снять что-нибудь еще про времена войны "За Великую Азию", а может быть это часть новой политики правительства по возрождению самурайского духа - пишут, что съемку фильма поддерживали тамошние военные. Если в "Ямато" главным героем был собственно сам линкор, то здесь перед нами идеализированный образ японского адмирала, заложника трагических обстоятельств. Идеализация начинается на уровне картинки - злые армейцы в пыльном хаки

противостоят гуманным и умным морским офицерам в белоснежной форме
Поневоле вспоминается отечественный фильм "Адмиралъ".
1. Адмирал Ямамото - мудр, прозорлив, отменный семьянин и вообще идеальный человек. Даже более идеальный, чем его собственная биография. Он все заранее предвидит и знает как все сделать лучше. Увы, его окружают тупицы, фанатики или охваченные воинственным пылом обыватели. И даже его мудрость не может спасти Японию от поражения. Воспоминания о том, что в биографии Ямамото были не только победы, но и поражения кажется создателям фильма глубоко крамольной.
2. Оборотной стороной идеализации стало обвинение других исторических персон. Главным антигероем фильма становится адмирал Нагумо. Причем, в фильме он показан даже более злокозненным, чем в традиционном мифе. Если верить фильму в Перл-Харборе (или где-то рядом) были американские авианосцы и Нагумо отказался их атаковать, под Мидуэем он и вовсе готовится к атаке исключительно берега (понятно, что ситуацию сильно упростили, но в ходе упрощения адмирал превратился в недалекого и неадекватного командира). К тому же он нелоялен командующему и действует за его спиной.
3. Если верить фильму с дисциплиной в японском императорском флоте во время войны было плохо. Командующий отдает приказ, подчиненный вместо "слушаюсь", заявляет - нет! и не выполняет. На Нагумо подчиненные и вовсе орут в голос прямо на мостике "Акаги". Конечно, если верить мемуарам, представления о субординации в Японском флоте заметно отличались от европейских, но не до такой же степени.
4. Изображение битвы при Мидуэй дано по канонам легенды о роковых пяти минутах.
(Странно, что не показали самого Футиду) Чтобы больше усилить драматизм, киношники оснастили "Хирю" радаром. Вообще сцена гибели авианосцев Кито Будай - самая драматическая в картине.
4. Для этого фильма моделей кораблей не строили, а рисовали на компьютере, но рисовали хорошо.


Жаль, что корабли показывают не часто.

5. Актерская игра в фильме неровная. Сам Ямамото сыгран прекрасно. Не берусь судить насколько его образ соответствует реальному, но перед нами вполне живой человек (и одновременно - герой легенды), в реальность которого веришь. Остальные персонажи в основном шаблонны, предсказуемы и не очень живые. Разве что Ямагути, но его слишком мало.
В общем, фильм скорее разочаровал, как исторический, но весьма интересен для понимания современного японского общества и его взгляда на события ХХ века.
А.