Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

"Адмиралъ" по-японски


Посмотрел на досуге японскую фильму "Командующий объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото", который наши переводчики зачем-то обозвали "Атака на Перл-Харбор". (Европейцы перевели просто как "Адмирал").
Некоторые сумбурные мысли.

0. По видимому, успех "Ямато" стимулировал японских киношников снять что-нибудь еще про времена войны "За Великую Азию", а может быть это часть новой политики правительства по возрождению самурайского духа - пишут, что съемку фильма поддерживали тамошние военные. Если в "Ямато" главным героем был собственно сам линкор, то здесь перед нами идеализированный образ японского адмирала, заложника трагических обстоятельств. Идеализация начинается на уровне картинки - злые армейцы в пыльном хаки


противостоят гуманным и умным морским офицерам в белоснежной форме


Поневоле вспоминается отечественный фильм "Адмиралъ".

1. Адмирал Ямамото - мудр, прозорлив, отменный семьянин и вообще идеальный человек. Даже более идеальный, чем его собственная биография. Он все заранее предвидит и знает как все сделать лучше. Увы, его окружают тупицы, фанатики или охваченные воинственным пылом обыватели. И даже его мудрость не может спасти Японию от поражения. Воспоминания о том, что в биографии Ямамото были не только победы, но и поражения кажется создателям фильма глубоко крамольной.


2. Оборотной стороной идеализации стало обвинение других исторических персон. Главным антигероем фильма становится адмирал Нагумо. Причем, в фильме он показан даже более злокозненным, чем в традиционном мифе. Если верить фильму в Перл-Харборе (или где-то рядом) были американские авианосцы и Нагумо отказался их атаковать, под Мидуэем он и вовсе готовится к атаке исключительно берега (понятно, что ситуацию сильно упростили, но в ходе упрощения адмирал превратился в недалекого и неадекватного командира). К тому же он нелоялен командующему и действует за его спиной.

3. Если верить фильму с дисциплиной в японском императорском флоте во время войны было плохо. Командующий отдает приказ, подчиненный вместо "слушаюсь", заявляет - нет! и не выполняет. На Нагумо подчиненные и вовсе орут в голос прямо на мостике "Акаги". Конечно, если верить мемуарам, представления о субординации в Японском флоте заметно отличались от европейских, но не до такой же степени.


4. Изображение битвы при Мидуэй дано по канонам легенды о роковых пяти минутах.

(Странно, что не показали самого Футиду) Чтобы больше усилить драматизм, киношники оснастили "Хирю" радаром. Вообще сцена гибели авианосцев Кито Будай - самая драматическая в картине.


4. Для этого фильма моделей кораблей не строили, а рисовали на компьютере, но рисовали хорошо.




Жаль, что корабли показывают не часто.


5. Актерская игра в фильме неровная. Сам Ямамото сыгран прекрасно. Не берусь судить насколько его образ соответствует реальному, но перед нами вполне живой человек (и одновременно - герой легенды), в реальность которого веришь. Остальные персонажи в основном шаблонны, предсказуемы и не очень живые. Разве что Ямагути, но его слишком мало.

В общем, фильм скорее разочаровал, как исторический, но весьма интересен для понимания современного японского общества и его взгляда на события ХХ века.
А.
Tags: Япония, история, кинокритиканство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments