
Обзорная научно-популярная работа двух ведущих российских специалистов по истории Французской революции. Прочитал с большим удовольствием.
1. Чуть ли не впервые в нашей историографии книга написана не с советских и даже не левых позиций. Вообще, очень понравился несколько отстраненный тон. Ход событий революции рассказывается не с позиций какой-либо силы, а как бы от отстраненного наблюдателя.
2. Это позволяет авторам рассматривать события не в "революционной динамике", а хронологически. Интересен краткий анализ деятельности правительств Людовика XVI и особенно пресловутого Неккера, который, собственно, и поставил королевство на грань финансовой катастрофы.
3. Хотя книга и предназначена для широкой публики, но авторы явно надеются, что Манфреда, Черкассова, Цвейга, Тарле их читатель уже прочел и оценит как отсылки, так и скрытую полемику.
4. Поскольку хронологический охват книги довольно большой - 1789 (реально раньше) - 1799 (с экскурсами в будущее) то события излагаются довольно кратко. Авторы не тратят много времени на раскрытие персонажей, ограничиваются двумя- тремя фактами, и указанием происхождения. Так, например, про Сен Жюста читатель узнает, что впервые тот попал в тюрьму в юношеские годы за кражи из материнского дома, а на литературном поприще дебютировал как автор порнографической поэмы. Несколько больше внимания уделяется событиям, которые наши историография прежде не особо рассматривала - вандейскому мятежу и бунту негров в Санто-Доминго.
5. Новый подход позволяет авторам показать взаимосвязь революционных событий с предшествующей историей Франции и спецификой развития французского государства. Вроде бы само собой разумеется, что история событий в Париже в конце XVIII века не может не быть связана с прежними событиями там же, но прогрессивная, а особенно советская историография этот факт игнорировала. Революция для нее была явлением не столько французским, сколько всемирным. Здесь же все встает на свои места.
6. Авторы хорошо показывают, что революция была не ответом на проблемы страны, а делом рук небольшой группы идеологически мотивированных людей, (для них придуман интересный термин "просвещенная элита") которые воспользовались очередным кризисом Французского королевства для осуществления своих мечтаний. Реализация последних не только не помогала решать проблемы страны, но и ухудшала положение Франции. Народ (а вернее - парижская чернь) был лишь орудием ловких манипуляторов.
Когда же после термидора революционная власть решила устроить относительно честные выборы, то столкнулась с проблемой - народ упорно голосовал за роялистов. Верните нам короля и идите к ***** со своими революционными идеями. Революционной власти пришлось придумывать многочисленные способы предвыборных и выборных манипуляций, чтобы не услышать ту самую волю народа. (Похоже многие республиканские правительства занимаются этим и по сей день).
7. Показано, что у республики была альтернатива в лице возвращения королевской власти. Несколькими штрихами дан образ мудрого короля Людовика XVIII и его сторонников. И хотя об этом не говориться открытым текстом, но очевидно, что Франция бы много выиграла если бы реставрация монархии произошла бы в 1799, а не в 1814-м. И мир бы выиграл. Но Наполеон Бонапарт предпочел личное тщеславие интересам своей страны.
Авторы не обозначают явственно своих симпатий, но вывод в конце книги простой:
Эта Революция отбросила Францию на десятилетия назад в культурном и экономическом плане. Она стала событием, без которого вполне можно было бы обойтись: министры Старого порядка отлично понимали, какие требуются реформы, и неоднократно пытались провести их в жизнь. Цена революционных преобразований – слезы и кровь, гражданская война, беззаконие и Террор, разрушенные семьи, погибшие и искалеченные женщины и дети, десятки тысяч покинувших свою родину. В Революцию зачастую выдвигались на первый план далеко не лучшие, и отнюдь не все из них были идеалистами. Наполеону приписывается характерная фраза: «В революциях участвуют два типа людей: те, кто их делает, и те, кто извлекает из них выгоду». И Революция, начинавшаяся с протеста против королевского «деспотизма», породила власть, стократ более сильную, бездушную и неограниченную, чем монархия Старого порядка. Неслучайно со временем в ней начнут видеть истоки не только либерализма и консерватизма, но и тоталитаризма.
В целом - книга весьма интересная, написана хорошим языком, и доступна любознательному читателю.
А.