
Продолжим разговор про образование.
В комментариях к прошлому выпуску выяснилось, что система дореволюционного образования по сию пору остается неизвестной некоторой части публики, отчего случаются забавные казусы, вроде объявления советской школы, наследницей царской гимназии, только без языков.
Попробуем в краткой форме прояснить вопрос:
1. Основой задачей дореволюционного среднего мужского образования была подготовка учащегося к поступление в высшее учебное заведение. На золотой медали для окончивших гимназию писали - "Преуспевающему" (в науках), окончившему университет - "Преуспевшему".
2. Поэтому смысл среднего образования был в развитии ума и способностей и придании базовых знаний для обучения в университете. Лучшими средствами для такового развития считались языки и математика. Поэтому программа классической гимназии и была выстроена вокруг этих предметов - греческий, латынь, французский, немецкий, русский, математика, закон Божий. На нее могли довешиваться физика, география, логика, и т.д. Дополнительный набор варьировался и менялся. Основа - оставалась неизменной. Поступить в гимназию было не так просто, а вот вылететь за неуспеваемость - легко. Отсюда и критика, со стороны "обчественности".
2. Вторым типом среднеучебного заведения были Реальные училища. В них не было древних языков (два европейских оставались) освободившееся место занимали технология, черчения и допонительная математика. Они тоже готовили к ВУЗам, но к техническим, а в последние годы Империи реалистов стали брать и на математические факультеты университетов.
3. Кадетские корпуса после реформы Милютина и ее коррекции в эпоху Александра III давали образование схожее с реальным, но с военной спецификой и готовили к поступлению в военные училища (последние не считались высшими учебными заведениями, каковыми для военных были академии)
4. Существовали еще несколько видов среднеучебных заведений или заведений с правами среднеучебных, которые готовили в коммерческие и им подобные ВУЗы.
5. Женские институты давали образование сравнимое со средним, но без древних языков и с педагогическим уклоном, ибо институтка - это будущая мать и воспитатель своих детей. Потом их выпускники получили статус домашней учительницы, позволявшей преподавать и в начальной школе.
6. Женские гимназии (мариинские и министерские) по сути лайт-версия институтов без пансиона, но с аналогичной программой.
7. Духовные учебные заведения. Семинарии давали образование сравнимое со средним (их выпускники имели право поступать в некоторые ВУЗы, а порой их чуть ли не принудительно вербовали в студенты). Женские епархиальные училища - похожи на женские гимназии, но труба пониже и дым пожиже.
8. Далее идут учебные заведения начальные. Которые не предусматривали дальнейшего обучения. Это были:
8.1. ЦПШ и Земские сельские школы - с двухгодичным сроком обучения.
8.2. Городские училища с четырех годичным сроком обучения.
8.3. Разного рода ремесленные и технические училища с разным профессиональным уклоном и объемом программы.
Здесь не было четкой системы. Богатое сельское земство или приход могли сделать свое училище четырехклассным, Меценат-помещик или фабрикант - тоже.
К базовому набору предметов началки - чтение, письмо, арифметика, катехезис - могли добавляться как профессиональные, так и прочие. Считала, к примеру, учредитель сельскохозяйственной школы княгиня Тенишева, что ее воспитанникам нужно эстетическое воспитание, и добавляла в программу свой школы музыку и живопись.
9. В начале ХХ века появились люди, которым было мало начального образования, но которые по своим способностям, обстоятельствам или средствам не тянули среднее. Для них была создана форма Высшего начального образования. С семилетним сроком обучения (программа городского училища надстраивалась на три года) с широким набором предметов, целью которых было расширить кругозор учащегося и дать и практические знания о мире.
Именно эта форма и послужила основой для Единой трудовой школы, которыми большевики заменили все разнообразие (мы перечислили далеко не все) формы обучения в Российской Империи. Именно из ЕТШ растут корни советской и современной российской школы. Сохраняются два принципа - учить тому чему нужно в жизни (не реально нужно, а нужно по мнению чиновников минпроса) и развивать кругозор учащихся (отсюда широкое разнообразие и многочисленность
предметов). Советская власть добавила еще два принципа - воспитание нового советского человека (отсюда предметы литературы, биологии, истории зарубежных стран, обществознание и ит.д.) и единство форм обучения - все должны учиться одинаково, даже если это одинаково плохо. Потом жизнь внесла некоторые коррективы, но это тема отдельного разговора.
А.