Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Бартини - коммунист недоучка


После некоторой дискуссии на Фб, купил на Литресе книгу с биографией советского авиаконструктора Роберта Бартини. За выходные прочитал. Некоторые впечатления.

Вокруг фигуры Бартини в околоавиационной советской общественности сложился какой-то непонятный пиитет - мол, непризнанный гений, работы которого опередили время, ему не везло, его затирали....

По прочтении книги складывается образ не гения а типичного для раннесоветского периода технического авантюриста, которому партбилет заменял образование.
Происхождение Бартини не ясно - подкидыш, да и про принявшую его семью толком не написано. Родился в Австро-Венгрии, подброшен в семью венгерского барона (почему-то с итальянской фамилией), а сам себя считал итальянцем. Где и какое получил среднее образование - не ясно. В первую мировую воевал офицером в австрийской армии и неудачно - оказался в русском плену, где увлекся большевизмом. Вроде бы еще в Империи пытался стать летчиком, но не получилось. Из плена вернулся в Италию, и вроде бы работал на авиазаводе, параллельно учась в некоем Миланском техническом вузе. Вуз не окончил - никто его диплома не видел, да и времени получать диплом у него не было, в 1920-м он вернулся из плена в Италию, а в 1923 уже снова оказался в России как представитель итальянском компартии. Советские послевоенные инженеры оценивали уровень его подготовки так:
«сопромат не знал совершенно, узлы рассчитывали другие. Мы удивлялись: как это случилось, чтобы инженер и без сопромата? И чертили другие – не умел он, инженер, чертить… Зато он видел будущий самолет. И целиком, и в малейших деталях. И рисовал. "
Кстати, опять попытался научиться летать и опять не получилось. Бывает.
В 1923 коммунист Бартини оказывается в СССР и поступает на службу в советские ВВС. Причем, сразу начальником. Еще бы - обличен доверием Коминтерна! К концу 20-х он уже носит ромб в петлицах. Немало.
Потом неожиданно решает заняться проектированием самолетов. (Кстати, летать так и не научился - интересно, что же помешало в Советском Союзе?). В книги приводится стенограмма заседания технического совета ЦАГИ, где опытные инженеры пытаются найти как можно более вежливые слова по поводу проекта Бартини - все-таки видный член коминтерна, не хорошо сразу отвечать "чушь полная". Не хорошо, но и сдержаться сложно - поэтому и сравнивают представленный прожект со студенческой работы, причем, студенческая выглядит лучше.
В конце-концов новоявленного конструктора пристроили в НИИ гражданского флота, где он спроектировал стальной самолет с одноколесным шасси. Зачем такой самолет? Отработать конструкцию одноколесного шасси и испарительного охлаждения. И то и другое работало плохо, с самолетом возникало множество проблем, результат не впечатлил.
Потом вместе с Чухновским строит самолет ДАР, который представляет собой фактически копию немецкого Дорнье Вааль с более мощными моторами. Аэроплан получился чуть лучше Вааля, но если сравнить его с взлетевшим почти одновременно Сикорским S-43.... да лучше не сравнивать. Неудивительно, что самолет оказался не нужным (S-43 в СССР, кстати, покупали).
Потом появляется пассажирский Сталь 7 . Его долго доводили до ума и в конце концов перестроили в рекордный. Рекорд поставить не удалось, лишь повторили достижение французов. Как лайнер его эксплуатировать было в принципе невозможно - высота пассажирского салона метр пятьдесят сантиметров. Если сравнить с Дугласом ДС-3 или с ПС-35...в общем лучше не сравнивать.
Дальше Бартини арестовали (безусловно, несправедливо и незаконно) и он оказался в одной шарашке с Туполевым. Здесь они было в одном статусе и после спора обозвали друг друга дураками. Но "дурак" Туполев построил самолет (будущий Ту-2), а Бартини, который критиковал его проект оказался в КБ другого ЗК - Томашевича. Томашевич тоже построил самолет, а Бартини получил задание разработать реактивный перехватчик. Не разработал. Потом пытался построить транспортный самолет. Не построил.
После освобождения и реабилитации чертил все те же фантастические проекты "опережающие время". Проекты стабильно никого не интересовали. Конечно, Бартини не обладал необходимыми любому советскому авиаконструтору навыками аппаратной интриги, что позволяло получать заводы, ресурсы и т.д. (Речь не о морали - как западный авиаконструктор должен был в те годы быть в некоторой степени бизнесменом, так советский - должен быть умелым аппаратчиком. Хорошо это явление описано в замечательных лекциях Олега Расстренина о штурмовике Ил-2). Но все-таки определенные связи у Бартини имелись и возможность построить очередной чудо-самолет он получил.
И даже построил. Беда в том, что самолет ВВА-14 был непригоден к практической эксплуатации и оказался ненужным.
Кстати, обращает на себя внимание еще одна черта Бартини как конструктора - полное пренебрежение к людям, которым предстояло летать на его машинах. Испытатели отмечали крайнее неудобство кабины и управления Сталь 6, ДАР должен был находиться в воздухе 20 часов, а пилоты должны были все это время сидеть в тесных креслах без возможности встать и сменить друг друга или передохнуть (да, на самолетах того времени это было возможно. Даже на рекордном АНТ-25), о высоте салона Сталь 7 уже упоминалось. ВВА-14 предназначенный для долгого патрулирования управлялся одним пилотом.
Что в итоге? Склонность к авиации у Бартини безусловно была и мошенником шарлатаном он не был. Был и некоторый талант. Но отсутствие профессиональной подготовки, а главное - нежелание ее получить, привели к тому, что талант оказался не востребован. А немалые средства, которые выделялись коммунисту интернационалисту оказались выброшенными на ветер.
Бартини не оставил следа ни в мировой, ни в советской авиации. Как часто бывает, за легендой о непризнанном гении скрывается недоученность и диалентантизм....
А.
Tags: история, книги
Subscribe

  • Драконы моря

    Купил второе издание книги почтенных sidorenko_vl и eugen_pinak о японских авианосцах среднего типа. Некоторые заметки на…

  • Крейсер типа "Дидо" в бою.

    Наткнулся сегодня на Ютубе. Фрагмент из английского фильма Single-Handed, снятого в 1953 году. В главной роли HMS "Cleopatra". А.

  • Альтернативная историография Цусимы

    Популярен весьма у нас жанр альтернативной истории - ух мы бы им! Кстати, альтернативных вариантов - ух, они бы нам - намного меньше, но не важно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Драконы моря

    Купил второе издание книги почтенных sidorenko_vl и eugen_pinak о японских авианосцах среднего типа. Некоторые заметки на…

  • Крейсер типа "Дидо" в бою.

    Наткнулся сегодня на Ютубе. Фрагмент из английского фильма Single-Handed, снятого в 1953 году. В главной роли HMS "Cleopatra". А.

  • Альтернативная историография Цусимы

    Популярен весьма у нас жанр альтернативной истории - ух мы бы им! Кстати, альтернативных вариантов - ух, они бы нам - намного меньше, но не важно.…