Частным и потому более очевидным его случаем является назначение заведомо невыполнимого плана. Например, заводу предписывается выпустить за год 1000 танков. Производственники выбиваются из сил и ударным трудом выжимают из людей и оборудования 300 танков. Руководство мягко журит заводчан за невыполненный план, невнимательно слушает рассказы о срывах поставок от смежников и неопытности молодых рабочих, раздает несколько грамот за ударный труд и вполне удовлетворяется тремя сотнями танков. Если бы заводу изначально был спущен реальный план на 300 машин, он вряд ли был выполнен. В лучшем случае с конвейера сошло бы 200–250 машин. Про остальные были бы рассказаны истории о смежниках и молодых рабочих.
Это характерный момент в творчестве данного автора, в целом добросовестного, но несколько идеализирующего тогдашнее советское руководство, и склонного порой выдавать нужду за добродетесь - и очевидные провалы в управлении плановой экономики за некие "распространенные упарвленческие технологии".
Разберем данный пример подробно. На самом деле ситуация с заведомо невыполнимыми планами выгодна как раз не руководству, а заводам, вернее их директорам. Именно поэтому в те годы было столь распространенным являением брать на себя "повышенные" обязательства. Ибо получив заведомо невыполнимый план, директор не будет из кожи вон лезть чтобы его выполнить - это все равно не возможно, а сделает столько, сколько ему удобно, а потом убедительно докажет наркомату почему не может сделать больше. Вообще заводы того времени были достаточно плохоуправляемыми суъектами, часто откровенно забивашими на выполнение спущенных сверху указаний. (Например, на освоение в серийном производстве неудобных заводу конструкций)
В крайних случаях, правительство конечно могло посадить или расстрелять директора за невыполнение и срыв планов, но директора были достаточно ценными кадрами и стрелять их массово остерегались. В свою очередь и директора могли свалить слишком уж ретивого наркома как это произошло скажем с Кагановичем.
В целом же, система невыполнимых планов ущербна прежде всего тем, что невозможно проконтролировать реальные возможности производства. Г-н Исаев пишет - "Руководство мягко журит заводчан за невыполненный план, невнимательно слушает рассказы о срывах поставок от смежников и неопытности молодых рабочих, раздает несколько грамот за ударный труд и вполне удовлетворяется тремя сотнями танков" сколько же реально мог сделать завод - 300 или 400 или вообще 500....
А в результате - в результате при планировании заказа промышленности на бомбовозы офицеры штаба ВВС закладывали лишние 20% в расчете на невыполнение планов промышленности...
В общем идеализировать советскую предвоенную систему управления плановой экономикой не стоит - ее пик развития был еще впереди.
А.