Попробуем разобрать такую вот песенку:
Как два мастера - Данила да Иван,
Во широком поле выбрали курган,
На кургане том фундамент возвели..."
Охватив стеной да пядь святой земли
1. И зачем "во широком поле" храм? Тем более белокаменный. Строили такие храмы - а в песне явно имеется ввиду домонгольское каменное зодчество, почти исключительно в городах. Да есть, Покров на Нерли, стоящий как бы отдельно. Как бы, потому что это он сейчас стоит в чистом поле. В момент постройки местность вокруг него вполне была населенной.
2. Фундамент - явный анахронизм + фундамент не возводят, его закладывают.
Камень белый приносили в котомах,
Да во чистом поле жили - не в домах,
Да не с женами-то спали, а с луной
И по зорьке просыпались холодной.
1. Автор представляет себе сколько весит белокаменный блок? Может попробовать лично потаскать такое на горбу да еще в котоме. Традиционно камень доставляли водой а от воды к месту строительства - на санях или волокушах - поэтому материал старались заготавливать зимой.
2. В чистом поле - см. примечания к первому куплету. Не строился храм на пустом месте и строителям уж конечно было где ночевать.
А еще возили камень на возах.
Загляденье появлялось на глазах:
Дивы дивные по северной стене,
Морски гады да по Западной стене.
1. Если под возами понимать сани волокуши то оно конечно. возили.
2. Конечно, кого только нет на стенах владимирских храмов, даже китоврасы есть :)) но чтобы Морски гады, да еще над входом в храм????
Все узорами закручено чудно,
Белокаменной листвой оплетено.
Далека ж ты, Византия, что ж с того? -
В поле русское вставало колдовство.
Колдовство применительно к храму? ну-ну.
Белый храм стоит да во березовой Руси -
Что протри глаза да локоть укуси...
Не страшны тяжелы тучи куполам.
Бог могучий их разгонит по углам.
Вообще при виде храма хорошо бы перекреститься, а не пытаться кусать себя за локоть.
Как два мастера, Степан да Никодим,
Шли дорогами ко храму много зим.
Колокольца лить да вешати их,
Чтоб звонить людям, да тешити их.
1. А летом что те матсера делали? Понятно что ради рифмы, но все же почему?
2. Насчет колоколов. В домонгольских храмах колокола если и были, то небольшие. Нет никаких свидетельств о строительстве вместе с ними колоколен - во всяком случае ни одна из них не дошла до нашего времени (даже в новгороде) Скорее всего небольшой набор колоколлов вешали рядом с собором на деревянной конструкции.
3. Колокол при храме звонит в общем отнюдь не на потеху людям. Красивые звоны сложились много позже.
Как два мастера, Никита, да Петро,
Краски яркие готовили хитро.
Глины терли да гуляли в деревнях,
Крепко тискали да девок во сенях.
Ужас какой. Роспиьсю храмов обычно занимались иконописцы - они е писали и иконы для алтаря, делая храм единым художественным комплексом. Сотворение иконы - это глубоко религиозный, молитвенный процесс. В это время мастер постился. Не говоря уже о том, что значительная часть из них была монахами.
И мадоннами те девки по стенам
Поднимались по высоким куполам.
Мудрость русская апостолам дана.
Сила русская до купола видна.
1. Мадонны - это из другой оперы. Из католической. К тому же и самому большому ухарю вряд ли пришло в голову списывать образ Пресвятой Богородицы с девки, которую тискал во сенях.
2. Насчет мудрости русской - основными иконописцами до монголов были византийцы. Греки то есть. И писали именно как греки привыкли. А русские ученики естественно подражали своим учителям. Погром католиками Константинополя привлек на Русь множество византийских мастеров, чем и объясняется взлет русского искуства при Всеволоде великом и его сыновьях.
Мироеды тож вмалеваны сюда,
Черти черные из Страшного Суда.
Эх, красив Христос, да попросту рус.
Полюбуйся ж, православная Русь!
Мироеды - это вообще из другой оперы. Лет эдак на 500 а тои больше позднее. К тому же белокаменные храмы - это не места массового скопления простолюдинов. В основном они строились при княжеских, али боярских резиденциях, монастырях и только в некоторых случаях служили городскими соборами...
А.