Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Заказной пост Нумер 5. Для n1919

О традиционных ценностях



Первая мысль по получении этого заказа была взять с полки книгу, и переписать требуемую страницу оттуда. Но это было бы слишком просто и потому неинтересно, и потом – человек, который заказал этот пост, грамоте обучен, книжку и без меня прочитать сможет. Поэтому попробую написать некоторую отсебятину, о том, что есть традиционные ценности с реакционной точки зрения. Так сказать, реакционные традиционные ценности.

Законы эти просты:
Почитай богов, люби свою жену, обороняй свою Родину!
(Вольфганг Петерсон устами Гектора из фильма «Троя»)


1. Вера. В основе мировоззрения реакционера находится религия. Без веры в Бога нет реакционного типа сознания, без веры в Бога оно теряет свой смысл. Вера в Бога подразумевает под собой не просто признание факта существования высшего существа, но вероисповедание определенной религии, традиционной для данного общества, в случае России - Православия. Исповедание должно не просто входить в жизнь человека, но быть именно основой его мировоззрения, критерием, которым он проверяет свою деятельность. Иной раз ведь сейчас как бывает – человек вроде бы христианин и в церковь ходит, но религия занимает лишь некую ограниченную сферу в его жизни, причем не самую главную. Мол, да, хожу в церковь, а еще на дзюдо. И при решении жизненных и социальных вопросов тот способ решения который религия предписывает зачастую даже не рассматривается. Такой человек и вовсе антеклерикально высказываться может. Моему поколению, которое за редким счастливым исключением, к вере пришло уже в сознательном возрасте, уже имея некое мировоззрение, очень непросто изменить его так, чтобы в основе лежали религиозные, постулаты. Требует это большой сознательной работы, и ох как оно не просто.

2. Семья. И в Писании сказано – «негоже человеку быть едину». Если в основе скажем либерального мировоззрения лежит взгляд на человека как на индивида, личность, то с реакционной точки зрения – человек это в первую очередь член сообщества, семьи. Индивид современен, он живет здесь и сейчас, семья – это исторически протяженное сообщество. Почти все знают, как дворянство знало свою родословную, но мало кто знает, что свое родословие знали и русские крестьяне. Современному человеку, который своих предков знает лучшем в случае до уровня прадедов, сложно представить, что русские крестьяне помнили своих предков на 8 – 9 поколений. Между тем это так. Даже в 50-е годы ХХ века члены этнографических и исторических экспедиций – типичные советские горожане – сталкивались в глубинке с крестьянами, без малейшего труда вспоминавшими историю своих предков на два столетий назад. «Иванами, не помнящими родства» были в старой России только уголовные преступники. Но семья - это не только предки, это и потомки, дети. Демографы считают семью с одним ребенком неполной. С двумя детьми – балансирующими на грани полноценной и лишь трехдетная семья является с точки зрения демографии полноценной. Семья учит смирять свой эгоизм, жить служа другим, учит строить отношения с людьми и учит любить. К сожалению в наше время, в обществе не принято говорить о создании семьи как цели. Ищут любовь, «партнера» но никак не семью. Семья – жизненная крепость традиционного общества.

3. Отечество. Как то раз довелось мне беседовать с одной дамой, весьма либеральных убеждений. « не понимаю, - говорила она, - как можно так себя обеднять, зацикливаясь на одной стране и считая ее Родиной. Я была в Париже и чувствовала Францию, была в Испании и чувствовала Испанию – космополитизм дает богатство…» Этими словами на самом деле она признала не богатство свое, а бедность. Ибо традиционно мыслящий человек вполне может при определенном настрое души чувствовать страну, где он путешествует. Но при этом у него есть то, чего нет у космополита – у него есть чувство своего Отечества. Место, где все твое, где возникает особое чувство – того, что ты здесь дома. Дома, где и стены помогают. Человек, любящий свое отечество, куда богаче того, кто это отвергает. Любовь к отечеству – это не просто любовь к пространству, это любовь к его истории, его жизни. Можно быть порядочным человеком, не зная наук и даже самой грамоты, но нельзя быть гражданином не зная истории своего отечества. История отечества познается через историю семьи, а потом расширяется до истории государства. Но любовь к Отечеству, как и всякую любовь вообще надо строить по кирпичику, каждый день.

4. Народ. Любовь к отечеству немыслима без любви к главной ценности оного – к людям которые его населяют. К народу. Любовь к народу не есть революционное преклонение перед народом, не есть упование на его могучесть и высшее предназначение, но есть прежде всего чувство своего. Чувство общности к людям, которые тебя окружают. Неудивительно, что чувство национальной солидарности обостряется, когда ты в окружении чужеземцев. Тогда каждый свой человек начинает быть близким только потому что он «свой». И вот это чувство «своих» надо поддерживать и в обыденной жизни – через дружбу, общение, культуру, общие праздники и общие дела, добрососедство, помощь в трудную минуту. И тогда в критической ситуации народ будет един, не взирая на все социальные рамки и барьеры.

5. Работа. «В поте лица будешь добывать хлеб свой». С реакционной точки зрения, работа включает в себя три основные аспекта:
5.1. Работа как источник средств к существованию. Каждый понимает что чтобы есть надо трудиться, но не только есть самому, но и кормить семью, детей, помогать тем, кто нуждается – работа дает эти возможности и потому делает человека сильным. Даже если рассматривать работу исключительно как источник средств к существованию, то и тогда работа должна быть выполнена на совесть, ибо от твоей работы зависит не только твое благополучие.
5.2. Но работа не сводится лишь к добыванию себе хлеба насущного. Работа может быть долгом перед обществом. Это легко понять для тех, кто служит в общественно важных сферах – образовании, медицине, армии и т.д. Но это справедливо и для любой созидательной деятельности. Ибо любое созидание нужно обществу и поэтому в сущности любая созидательная деятельность – есть долг перед обществом.
5.3. Высшая степень работы – это работа как реализация собственного предназначения, заложенного в нас создателем. Когда работа становится смыслом жизни сама по себе, служит раскрытию замысла творца о работнике. Если твоя такова – то тебе повезло.

Вот в сущности и есть главные традиционные ценности с реакционной точки зрения – вера в Бога, семья, Отечество, народ и работа.
А.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments