В нетленку он не войдет, статью пистаь отдельную - нет времени. Помещу ка я это в виде серии постингов в ЖЖ. Естественно без ссылок на источники, комментариев и т.д.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о участии СССР в испанских событиях, заглянем на полтора десятка лет в прошлое и посмотрим внимательно на внешнюю политику Советского Союза в 20-е - первую половину 30-х годов.
Поскольку внешняя политика является продолжением внутренней то укажем на две основные группировки в советском узком руководстве. Сторонники первой исходили из тезиса Карла Маркса, что социалистическая революция по своему характеру должна носить глобальный или как тогда говорили мировой характер. Провал революций в странах Европы в конце 10-х годов ХХ века не оказал на этих людей отрезвляющего воздействия. Они продолжали раздувать "мировой пожар" всеми доступными средствами. Надо учесть что в состав этой группы входило множество коммунистов прибежавших в Россию "делать революцию" или спасшихся сюда бегством после провала коммунистических выступлений в европейских странах. Эти люди мечтали вернуться на родину и вернуться победителями. Главной их структурой был Коминтерн во главе с Зиновьевым, наиболее весомым представителем в советской элите - Л.Троцкий.
Сторонники второй исходили из ленинского тезиса о возможностей победы революции в отдельно взятой стране с расширением оной по мере ее усиления (а оно считалось неизбежным за счет преимуществ социалистического метода хозяйствования над капиталистическим) до пределов земного шара. Для этой группы главной задачей было укрепление СССР а мировая коммуния, вернее расширение СССР до размеров вмесмирного государства - было перспективой, обозначенной в декларации об образовании СССР и советской государственной символике.
Органом провелдния внешней политики этой группы был НКИД во главе с Чичериным/Литвиновым.
Поэтому внешняя политика СССР 20-х годов носила двойственный и противоречивый характер. С одной стороны, советское руководство пыталось добиться международного признания собственной власти и установить нормальные дипломатические и экономические отношения с зарубежными странами, с другой – продолжало поддерживать деструктивные коммунистические элементы и группы, ведущие борьбу с правительствами собственных государств во имя мировой революции.
Центром проведения первой линии стал Народный комиссариат иностранных дел (НКИД), центром второй – Коминтерн. Советские дипломаты действовали традиционными методами, принятыми в международной практике, и ставили своей целью улучшение отношений (прежде всего торговых) с ведущими государствами мира и добились в своей деятельности значительных успехов.
В 1922-м подписывается советско-германский договор в Рапалло, в 1924 с СССР устанавливают дипотношения Англия и Италия, следом остальные государства Европы. Оборот внешней торговли начинает расти, казалось страна выходит из международной изоляции.
Однако, одновременно с этим Коминтерн вел свою деятельность по поддержке революционных движений в этих же самых странах. В 1923 году советские коммунисты поддерживали выступления компартии Германии, в 1924 предприняли безуспешную попытку восстания в Бессарабии, в 1926-м – создание китайской коммуниии, в 1927 Коминтерн попытался материально поддерживать беспорядки и забастовки в Великобритании. В ходе печально знаменитого налета английской полиции на советское торгпредство, в руки британских властей попали неопровержимые доказательства деятельности Коминтерна. Это привело к разрыву дипломатических отношений с Англией и поставило нашу страну на грань военного противостояния с западной Европой. 15 июня 1927 года в Женеве прошла встреча министров иностранных дел Великобритании, Франции, Германии, Бельгии и Японии, посвященная координации деятельности этих государств против происков Коминтерна.
Нужно отметить, что резкое ухудшение советско-английских и советско-европейских отношений произошло не по причине «стремления капиталистических государств ликвидировать первое в мире государство рабочих и крестьян», а благодаря деятельности Коминтерна, которая справедливо рассматривалась как незаконное вмешательство во внутренние дела суверенных стран.
Фактически все немалые усилия советской дипломатии по налаживанию нормальных отношений с ведущими мировыми государствами были перечеркнуты деятельностью интернационал-революционеров, что не могло не привести к столкновению интересов двух ведущих групп коммунистического руководства. Будучи не удовлетворенными позицией советского руководства и его попытками направить ситуацию в мирное русло, интернационалисты во главе со своими вождями Троцким и Зиновьевым предприняли демарш, вошедший в историю как «заявление 83». В этом заявлении вожди оппозиции спорили с ленинской концепцией построения социализма в одной отдельно взятой стране, называли ее «мелкобуржуазной» (страшное оскорбление в устах революционеров – А.М.), «не имеющей ничего общего с марксизмом» .
Как известно, интернационалисты потерпели в этом столкновении чувствительное поражение, кончившееся утратой их лидерами ряда ключевых позиций. Внешней политике СССР это пошло только на пользу. СССР восстанавливает дипломатические отношения с зарубежными странами, в 1934-м году вступает в Лигу Наций причем сразу же приобретает статус постоянного члена совета лиги, в 1935-м заключается Франко-советский пакт о взаимопомощи - все это можно отнести к успехапм советской дипломатии, обеспечившей стране возможность мирного развития. СССР стал входить в версальскую систему как младший партнер держав победительниц, что в общем соответствовало реальным возможностям нашей страны в то время. Союз с Францией обеспечивал нормализацию отношений с англией и США, которые в это время являлись основными экономическими партнерами СССР в плане поставок технологий и средств производства, без чего затеянная сталинским руководством индустриализация была бы в принципе невозможной.
Более того, постепенно международный вес Советского Союза повышался - особенно после того, как СССР демонстративно проигнорировал восстание левачья в Вене и в той же Испании (Астурийские события).
Однако, не стоит думать, что после высылки троцкого и разгрома группы зиновьева-каменева, интернационалисты были уничтожены и лишились возможности влияния на советскую внешнюю политику. Потерпев поражение в главном, они сумели сохранить свои структуры (финансирование которых шло исключительно за счет СССР), свое влияние в РККА, спецлужбах и в наркомпросе.
Фактически почти вся внешняя разведка СССР находилась в руках коминтерновцев которые в своей деятельности руководствовались не только указаниями центра, но и "коммунистическим сознанием"... в результате политическое руководство СССР получало недостоверную и тенденциозную (хорошо если не умышленно искаженную) информацию, что зачастую приводило к серьезным ошибкам....
(продолжение следует)