На месте
Первое и главное, что надо помнить в таких поездках - вы лишь сопровождающее лицо, а главный путешественник тут ребенок. Соответственно ваша цель не самому осмотреть достопримечательности, а показать их ребенку.
Поэтому не советую присоединяться к какой-нибудь экскурсии или брать индивидуального гида. Во-первых качество многих экскурсоводов в наших музеях оставляет желать лучшего, а во-вторых, даже самый замечательный гид будет рассказывать ВАм, а не ребенку. Ребенок начнет скучать и т.д....
Поэтому Вам надо самому стать гидом. Впрочем, это несложно если вы выбрали хорошо знакомое Вам место. Главное старайтесь рассказывать так, чтобы это было понятно ребенку. Учтите - ребенок очень внимателен и часто усматривает то, на что мы обычно не обращаем внимания. Будьте готовы к неожиданным вопросам.
Тщательно продумайте программу экскурсии и ... будьте готовы что она будет скомкана потому что ребенок увидел в стороне что-то интересное для него, на что Вы не обратили внимания. Здесь надо проявить мудрость и если этот объект с Вашей точки зрения стоит того, чтобы его осмотреть - идите к нему, если нет - проявите твердость..
Помню когда мы с сыном приехали на Поклонную гору в Москве на выходе из метро к нам подошла лдевушка и вручила ребенку приглащение в парк атракционов, расположенный рядом с музеем. Естественно что мысль посетить сие увеселительное заведение показалось малышу привлекательной, но была пресечена вопросом - Мы сюда зачем приехали - танки смотреть или на каруселях кататься? Сам вопрос заставил ребенка вспомнить, что мы читали и смотрели накануне поездки и добровольно предпочесть музей атракционам...
Сочетайте посещение помещений и прогулку на свежем воздухе. Дайте ребенку возможность самостоятельно побегать в рамках дозволенного конечно.
Отдельный вопрос - общение. Дети очень открытые существа и охотно знакомятся друг с другом, с детьми постарще с взрослыми. Здесь надо проявить с одной стороны бдительность, чтобы чего не случилось, а с другой стороны - такт если вы видите что объект общения ребенка безопасен - дайте ему возможность спокойно общаться. Хорошо перед поездкой напомнить ребенку о чем можно и о чем нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.
Маршрут путешествия планируйте с учетом физических возможностей ребенка. Не надо их недооценивать. Опыт показывает, что пятилетний мальчишка способен пройти за день пешком около 12 км, посещая исторические достопримечательности, лазая на колокольни и т.д. Временами давайте ему отдохнуть, просто посидеть полюбоваться чем-нибудь красивым и т.д.
Стимулируйте его морально - т.е. завлекайте. После долгой прогулки по холмам сын идет устало и предлагает свернуть к автоубсной остановке, однако предложение посмотреть белок, что живут в вольере за церковью, вызывает неподдельный интерес и вот он уже летит (и куда девалась усталость???) как резвый сайгак а вы поспеваете следом.
Избегайте длинных и скучных переходов где нечего смотреть и нет определенной цели. Постоянно поддерживайте интерес к окружающему, а если это не получается, то отвлеките внимание ребенка интересным рассказом.
Держите при себе НЗ еды и питья, иногда это может оказаться полезным.
память о поездке
Редко кто в наши дни путешествует без фотоаппарата. как правило мыльница, а то и цифровая есть у каждого. Впрочем владельцам мыльниц как раз просто - они снимают быстро и как правило детей. Сложнее фотолюбителям. Вы тащите с собой зеркалку со сменными объективами, увидели хорошую точку съемки нашли кадр, а ваш отпрыск воззжелал пойти смотреть ямы в середине монастырского двора (это ведь так интерсно, там ведь может быть подземный ход, а что это за палка там торчит, не иначе как копье...) ничего не поделаешь - он тут главный. впрочем, выход есть - превратите своего потомка в вашего помошника а то и ученика в фотосъемке. Придется правда дать ему сделать несколько кадров, если вы "цифровик" это ерунда, а вот если у вас заряжены слайды... Не смертельно - во-первых, он может иногда сделать нормальный кдар, а во вторых - фиг с ними с кадрами. зато вид пятилетнего ребенка с вашей зеркалкой в руках поднимет вам настроение (ремень фотоаппарата при этом настоятельно советую удерживать самому).
Как фотографировать детей написаны целые тома. Отмечу лишь что старайтесь снять ребенка так, чтобы на кадрах было видно где вы. какая-нибудь небольшая но характерная деталь местности памятник на заднем плане, табличка на станции и т.д....
Хорошо на память о поездке купить какой-нибудь сувенир, игрушку и т.д. Однако при выборе оного стоит уделить внимание следующим вещам:
1. Сувенир должен быть интересен ребенку - это должна быть игрушка, книжка, значок, кепка и т.д.
2. Сувенир должен быть местным или связанным с местностью - не стоит покупать китайскую поделку, а вот книгу изданную в Москве, но рассказывающую о Сергиевом Монастрые купить можно.
3. цена вопроса - вам не должно быть жалко этих денег.
Ночевка
Если Вы уверены в своих силах, то с ребенком можно ездить и более чем на один день. Это позволяет осматривать достопримечательности в менее сжатом темпе уменьшить нагрузку на малыша. Однако, тут сразу же встает вопрос о ночлеге.
Забудьте все ваши навыки "вольных путешествий", автостопа, туризма и прочих цивилизованных и не очень форм бродяжничества. Это выбор добровольный и не надо понуждать ребенка на этот путь. Помните он тут главный и ему должны быть обеспечены комфортные условия. К счастью сейчас нет недостатка в информации о гостиницах в разных городах и есть возможность заказать оные заранее или хотя бы предварительно договориться по телефону. Выберете гостиницу по Вашим финансам, но не самую дешеву с удобствами в коридоре и не расположненную рядом с рынком/автостанцией и т.д. Не поленитесь уточните место гостиницы на плане города. Номер лучше брать такой, где Вы можете спать в одной комнате с ребенком.
И в заключение.
Путешествие с ребенком - это чудесное времяпровождение которое дает вам возможность посетить интересные места и главное - показать их вашему отпрыску, провести время вместе с малышом, видеть как он познает мир... что может быть лучше этого? На мой взгляд - путешествие с ребенком одна из самых приятных частей родительского бытия.