Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

Заметки с правого кресла + небольшой комментариум.

Сейчас наша Государственная Дума рассматривает вопрос об очередном ужесточении отвественности за нарушении ПДД. Тема для страны весьма актуальная - ежегодно на дорогах гибнет более 30 тыс. человек + в трое больше калечатся.

Но давайте попробуем разобраться в причинах такого ужаса. Статистика ГИБДД говорит что причиной 80% ДТП является сознательное нарушение водителями Правил Дорожного Движения. Впрочем, незачем обращаться к статистике, достаточно обратиться к собственным наблюдениям чтобы увидеть - подавляющее большинство наших водителей сознательно забивают на соблюдение ПДД. Мне доводится довольно много ездить на машинах на правом кресле а вот чтобы пересчитать водителей, соблюдающих правила хватит пальцев одной руки. Остальные - и свет не включают положенный, и не пристегиваются (более того - когда я пристегиваюсь смотрят несоклько обиженно и говорят - ты, что мне не доверяешь?), и ездят быстрее чем позволено.
Последний пункт интересн тем, что большинство водителей, с кем мне довелось беседовать на эту тему, не знают по каким критериям в правила введены ограничения скорости. Очень распространено мнение - "Это придумали в 60-е годы, когда машины были медлеенные, а сейчас на моей крутой тачке так ездить просто нелепо". Для того, чтобы убедиться в нелепости подобных суждений, достаточно ознакомиться с первоисточником ограничений скорости в правилах, а также с ПДД других куда более автомобилизированных стран, где скоростные ограничения иногда и более жесткие. Дело в том, что лимиты скорости зависят не от показателей автомобиля, а от такого параметра, как "время реакции водителя". А вот оно хоть с 60-х годов прошлого века, хоть с более раннего времени осталось неизменным - люди-то не меняются....
Отчасти тотальному не соблюдению правил водителями способствуют и наши дороги. Нет в России Автобанов или скоростных автомагистралей по которым можно ездить быстро, у нас и обычных то магистралей где скоростной лимит 110 км/ч не так много... Вот и гонят водители на всю железку по непредназначенным для этого дорогам... Про городские улицы тоже можно сказать много всякого - тут и отсутствие парковок, что застравляет водителей ставить свои механические тележки на тротуар (что новыми ПДД запрещено), или в крайне правом ряду, сужая и без того неширокую дорогу....
Но все это лишь оправдания. Главная причина в том, что водители и не стремяться соблюдать правила. Не приучены. Корни этого явления не технические, а социально-нравственные. Возможно тому причиной то, что массовое владение личными автомобилями пришло к нам в т.н.эпоху застоя - т.е. время максимальной нравственной деградации советского общества, а следующая волна массовой автомобилизации произошла и в вовсе беспредельные 90-е... Стереотип "правила - для лохов", а почти любой советский/российский автовладелец не считает себя таковым просто в силу факта автовладения, прочно укоренился в головах людей за баранкой.
Отсюда проистекает и вторая наша беда, мешающая навести порядок на дорогах - почти тотальная коррупция в ГИБДД. Трудно не стать коррумпированным когда за нарушение можно остановить почти любого водителя, а тот, как правило, в первую очередь лезет за кошельком....
В результате автолюбители в России превратились в аналог казачей вольницы - мобильные не признающие законов, и при этом могущие за себя постоять....
Поэтому все меры, которые принимают власти по ужесточению наказаний дают весьма слабый эффект (хотя нельзя сказать, что не дают вообще). Посмотрим к примеру как относятся водители к введению такой полезной меры, как перевозка детей в автокреслах:
http://www.bashkirova-partners.ru/res.php?id=5&show=870

Что видим? Только пятая часть водителей признает полезность этой меры. Треть рассматривает ее как неудобство для себя и лишьний денежный расход. Последнее особенно смешно - автокресла стоят от 2500 до 8000 рублей что примерно равно стоимости детской коляски, причем в отличие от коляски они предназначены для многолетнего использования...
Но с другой стороны, чего ожидать от людей, которые сами почти никогда не пристегиваются в машинах?
В общем понятно, что при такой безответсвенности сидящих за рулем людей никакие самые строгие правила не повысят серьзно уровень безопасности на дорогах...
Конечно правила нужно ужесточать, пусть это снизит аврийность только на 5% но эти пять процентов в человеческом измерении составят 1500 спасенных жизней в год... и то неплохо.
Самое в общем-то печальное, что такой же беспредел в отношении правил и законов присутствует и во многих других сферах жизни нашего общества. Недавно приводили цифирь социологического опроса, по которой у нас большинство граждан считает нормальным нарушать закон, если он несправедлив.... Но нарушают любой закон... владельцы собак плюют на весьма дохлые правила содержания оных, жители городов - на требования соблюдать чистоту на улицах... в общем пока люди сами не возьмутся за себя ничего к лучшему изменяться не будет.
Чтобы не заканчивать на минорной ноте, добавлю немного оптимизма из последних жизненных наблюдений - в последнее время все чаще стал замечать на улицах "правильных" водителей. Которые, к примеру, пропускают меня на нерегулируемом пешеходном переходе... Говорят, это в основном владельцы кредитных автомобилей, среди которых распространено поветрие беречь машину от любых случайностей... Не знаю про кредит, но действительно чаще всего ведут себя вежливо на дороге иномарки дешевого и среднего уровня. Не будем строить мистической теории о влиянии автомобиля на характер водителя, но пусть таких водителей будет больше...
А.
Tags: Комментариум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments