Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

Twelve O'Clock High

Русское название:
"Супостат наверху"
"Прямо над нами"
Официальный перевод - "Вертикальный взлет" 1949 г.

Режиссер - Генри Кинг
В ролях - Грегори Пек, Хью Марлоу, Гэри Меррилл


1.Жанр
По жанру - это типичное военное кино. Причем фильм из серии "воююет не оружие, воюют люди". О людях, о смысле войны. В этом смысле фильм очень близок книге Р. Хайнлайна "Звездные похотинцы". Вернее книга близка к фильму, так как появилась несколько позже.

2. Достоверность/Антураж
Поскольку фильм снимался через 6 лет после окончания описанных в нем действий, то реквизит и антураж достоверны практически на 100%. Нет анахронизмов ни в форме, ни в технике. Допускаю что в некоторых кадрых мелькают более поздние модификации В-17, чем нужно по ходу действия, но это могут увидеть только знатоки причем знатоки бдительные. Достоверность сюжета - фильм не реконструкция реальной истории некой амеровской авиагруппы, но ничего необычного с его героями не происходит. Напротив типичная военная рутина, если можно назвать рутиной дневные прицизионные (я правильно пишу это слово ?) бомбардировки Германии.


3. Сюжет/Спойлер
Англия 1942-й год. База амеровских бомберов. "Крепости" возвращаются из очередного налета на Сент-Назер (привет "иероям" Дас Боот) возвращаются не все - пятеро не вернулись совсем, а один садится на вынужденную с убранным шасси эффектно снося при этом аэродромные палатки. Экипажи несколько подавлены. Командир группы, который впервую очередь отец солдатам, а потом уже слуга царюКонгрессу переживает. Переживает он слушая завывания из радоприемника лорда Хау Хау (интересно - можно ли представить себе командира советского авиаполка, который в присутствии подчиненых будет слушать Дойче Вохеншаю?)а тут еще из штаба приходит приказ - в следующем налете снизится до высоты 9000 футов и все-таки попасть в пиратов Деница. Командир садиться в джип и отправляется к начальству.
Начальников у него двое - молодой генерал (Грегори Пек) и старый генерал который еще более главный и предпочитает пижаму, мягкие тапочки и уютный особнячок. Командир врывается к молодому генералу и начинает выяснять какого хера его посылают на смерть неминуемую - ты же мо сам летал и представляешь что такое 9000 футов. Да представляю, отвечает грегори Пек - но 19 000 твои орлы попасть в принципе не могут... Друзья расстаются. Генералы совещаются между собой и решают что главная проблема группы в ее командире - мало того что приказы обсуждает людей бережет так и еще и штурманом группы поставил этнического немца.
Короче командира задвигают а группу берет на себя Грегори Пек. И тут начинается Хайнлайнищина в чистом виде. начинает новый командир с того что разносит часового у ворот базы. Тот мол пропустил его не проверив документы (потом англичане классно спародируют эту сцену в мистере Питкине в тылу врага), сержат сидевший за пишушей машинкой в снятом кителе становится рядовым, напившийся полковник - назначается командовать штрафным бомбовозом (а экипаж из самых худших спецов группы ему тоже подбирают) под занавес генерал входит в офицерский кабак и говорит что на сегодня выпивка окончена кабак закрыт - мол незаслужили... Пилоты гудят и все как один пишут рапорта о переводе от такого командира подальше. Но рапорта отправляются под сукно, а на следующее утро генерал ведет своих подчиненных на учебный полет. Перед полетом разъясняет им простую истину - Вы мол строите планы, что будет после войны, так бросьте это дело. Не будет у вас никакого после. Считайте что Вы все в этом зале уже трупы будете так считать у Вас появится шанс дожить до победы. (Хайнлайн потом сформулирует это короче - что парни, захотели жить вечно?)
Собственно весь фильм - это то как генерал воспитывает своих подчиненных таких разных и не похожих друг на друга, как он делает из них бойцов, а из того штрафного полковника делает реального командира группы. Кульминация фильма - первый дневной налет американцев на собственно Германию. Сам вылет снят классно - съемки в кабине крепости смонтированы с реальными документальными кадрами воздушных боев над Германией... Горят фокевульфы, падают и взрываются крепости и их бомбы.....

В фильме нет хеппи-энда и нет надрывно трагического конца, он как бы оборван сразу после самого важного - группа уже без генерала сама слетала и разбомбила все что могла.
Финальная сцена - один из героев идущий по заброщенному в 1949 году аэродрому потом будет литературно повторена Леном Дейтоном в "Бомбере"....
Судя по всему фильм оказал заметное влияние на творчество Хайнлайна потому что принципы генерала Френка - это принциы Сержанта Зима и прочих его героев, а еще есть в Звездной пехоте строки которые отчасти указывают на источник вдохновения автора:
Наверное, мы, современные десантники, напоминали летчиков давних войн: долгие, заполненные ежедневным трудом военные будни и всего несколько часов реального боя с врагом в небе. А остальное — обучение, подготовка к вылету, вылет, прилет, отдых, опять подготовка к следующему вылету и учеба, учеба каждый день.
Собственно именно это Вы и увидите купив лицензионный русский диск за сотню рублей.

4. Впечатления
ФИльм хорош. Даже очень. Ни грамма лишнего. Ни грама пафоса, политкоректности (ни одного ниггера, не говоря уже про пидоров) Нет гиперреализма современных фильмов, но нет и театральности 60-х годов. Прекрасно играют актеры и конечно прежде всего Грегори Пек. Фильм держит во внимании и заставляет сопереживать его героям - союзникам наших дедов и прадедов.

А.
Tags: кинокритиканство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments