Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

"Александр Невский"


СССР 1938 год
Режиссер - Сергей Эйзенштейн
В ролях - Н.Черкасов, А.Абрикосов, Д.Орлов и другие...


Преамбула - говорят сегодня годовщина Ледового Побоища. Может так оно и есть. А еще сейчас Страстная Седмица и фильм вроде как о русском святом князе воителе вполне к месту.

Предварение. Об идеологическом моменте.
"Александр Невский" - это один из первых советских исторических фильмов, созданных в рамках большевистской концепции русской истории. Напомним немного суть этой самой концепции. Как известно, преподаваниее истории было возобновлено в образовательных учреждениях СССР в 1934 году. При этом сам курс истории страны заметно отличасля от прежнего, дореволюционного. История России становилась лишь частью (правда весьма крупной частью) истории СССР и заметно изменялась по содержанию. Так, в духе безбожного времени, из истории тщательно вытирали почти все имеющее отношение к религии, роли Церкви, в соответствии с классовым подходом, стали все больше подчеркивать роль простонародья, черни или говоря тогдашним языком - трудового народа.
Помочь в реализации этой советской концепции русской истории должны были и исторические фильмы, одним из которых и стал фильм о св. Благоверном князе Александре Невском.

1. Жанр Вопреки названию, фильм не является биографическим. Скорее это фильм о сражении - битве на Чудском озере, что вошла в историю как Ледовое побоище. Битва не только занимает основное место в фильме по времени, но и является его главным, сюжетным событияем - фактически все линии в фильме, кроме рудиментов русско-ордынской сведены к битве.

2. Достоверность, антураж, реквизит. Сюжет фильма в главном соответствует историческим реалиям. Между тем первый вариант сценария фильма (тогда он назывался "Русь")вызвал острую критику со стороны историков и был под их давлением полностью переработан (саму критику можно посмотреть здесь http://holmogorow.nigilist.ru/archive/tihom_contr_Eisenstain.htm). Но в деталях, в деталях с достоверностью много хуже, и хуже по 2-м причинам.
1)Историко-кинематографическая. Надо учитывать эпоху развития кино, когда снимался фильм. В это время в кинематографе, а в историческом особенно, сохранялось большое влияние театральных исторических постановок. Большинство ведущих актеров, игравших в фильме и прежде всего Н. Черкассов - это театральные актеры, поэтому декорации к фильму напоминают театральный реквизит, персонажи говорят в театральной манере - их главный слушатель - зритель в зале. Одежда персонажей, постановка боев - все отдает театральностью
2) Идеологическая. Стремясь "онароднить" фильм авторы оставили и странный псевдонародный язык персонажей и их манеру общения между собой. В Александре Невском нет ничего княжеского, ничего феодального - его власть держится на личной харизме и авторитете причем авторитете полководца, а не правителя....

3.Сюжет/Спойлер
В начале фильма показывают скелеты людские и конские. Сии останки символизируют разрение Руси монголами. Скелеты радуют глаз свойе белизной и трагического впечатления не производят.
На берегу Плещеева озера рыбаки ловят рыбу.. Появляется ордынский посол со свитой и толпой полоняников. Как ни странно особого впечателение на народ на берегу ордынцы не производят, никто не пугается не прячется и т.д. Возникает дружеская потасовка между монголами и местными, которую прерывает появляение крепкого благообразного вида мужика. Из разговора последнего с послом мы выясняем что перед нами сам князь Александр. Князь обращается с послом запросто, ни в гости ни позвал, ни угостил, даже взятки не дал, а на предложение посла пойти на службу ордынцам отвечает народной поговоркой... посол, малость обомлев от такой наглости удаляется...

Новогород. Два мужика на улице не дают прохода девке. Один как выясняется знатный бандит герой народной былины Василий Буслаев, другой - боярин Гаврила Олексич... Девку спасает начало веча. На вече новгородцы решают вопрос помогать ли Пскову и звать ли князя. Представители "больших" наглядно демонстрируют готовность к колаброционизму....

Псков. Немцы творят расправу над жителями, бросая живых детей в огонь. Все это происходит под благословением католических монахов. Магистр щедрой рукой жалует княжеские титулы лыцарям, от чего те приходят в вострог.

В избу к Александру являются новгородские послы. Да именно в избу, где стоит печь, чинится невод и все ходят в белых полотняных рубахах... Терем князю Переславскому не положен. Впрочем, судя потому как кнзяь разговаривает с послами, прием он им назначил в таком месте чтобы еще больше показать свое отношение к Новгороду....

Александр общает всю Русь поднять. Звучит знаменитое "Вставайте люди русские" - русские люди вылезают из каких-то нор, переплывают водные пространства на плотах из наскоро связанных бревен. Вооружены в основном дубьем, но многие имеют шлемы на головах.
Александр выступает на новгородском вече. Речь князя зажигает. Причем в прямом смысле. Вече превращается в факельное шествие в процессе которого новгородцы оборужаются разбирая оружейные лавки. Пользуясь суматохой два мужика опять настигают девку. Девка говорит Задолбали оба что мол пусть немцы решают за кого ей идти замуж - в общем кто уцелеет с тем она и будет разговаривать.
Войско Александра на войне. Князь предпочитает передвигаться пешим. Возможно это связано с тем что актер Николай Черкасов в те годы еще не умел ездить верхом. Немцы громят отряд воеводы Домаша (что кстати соответствует исторической правде) командир штрафбата герой былины Вася Буслаев предлагает князю отступать... Князь отвечает в том духе что супостата надо бить на чужой территории... В этот момент старичок весельчак рассказывает воинам похабный анекдот. Князь, оценив анекдот, решает использовать заложенную в нем идеи для тотального лишения лыцарей девичей чести разгрома супостата.
Битва. Битва идет в общем по историческим описаниям за исключением того, что большая часть русского войска является пешей. Кульминация битвы - лыцарской поединок князя и магистра. Выглядит лихо, жаль что такого в принципе не могло быть... Немцы бегут - ловко удирает католической епископ со свастиками на головном уборе. Лыцари тонут Причем тонут исключительно пешие рыцари (хотя в реальности до Сиговицы скорее всего доскакали именно конные).
Финал - Александр возвращается в Псков, казнит предателей, пьет с народом, а выпив говорит немецким пехотинцам - Кто с мечом к нам придет от меча и погибнет...

4. Впечатления
Честно скажу, у меня они двоякие. С одной стороны - знакомый с детства фильм, великолепная музыка, Черкассов в роли князя... Все это здорово, но с другой стороны - понимаешь что духа эпохи фильм не несет. И от подлинного Александра в фильме осталось очень мало. И с годами все больше и больше режет глаз идеологические хвосты, лезущие из фильма... те же мужики из нор вылезающие... Или то что ни один из персонажей фильма ни разу не перекрестился...
И главное - а насколько вообще оправдано название фильма? Ледовое побоище - вот его истинное название. А считал ли Александр для себя эту битву значимой? Сомнительно - Невскую да считал, и потому называл себя Невским. И главная заслуга его перед Русью - Россией была отнюдь не в разбитии небольшого немецкого отряда на чудском озере. А в заложении первых камней в фундамент новой русской государственности. Поездки в Орду стоили много больше "побоища"... и уряжение земли, и воспитание сыновей... в конце концов от Александра пошла династия государей Московских, тех что создали из княжества маленького царство великое....
Всего этого в фильме нет. И нет в нем главного - подвига веры Александра Невского, того подвига, за который прославлен он как Святой....

А.
Tags: кинокритиканство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments