Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:
  • Music:

Размах крыльев



СССР 1986 г.
Режиссер - Геннадий Глаголев
в ролях - Георгий Юматов, Владимир Заманский, Евгений Карельских и др.
В главной роли - Ил-18

1.Жанр
Одна из первых попыток отечественного кино снять фильм про авиакатастрофу, а вернее авиа-экшн об оказавшемся в критической ситуации самолете. Отчасти авторы вдохновлялись успехом "Экипажа", отчасти - западными фильмами вроде "Аэропорта"

2. Достоверность/Антураж
Поскольку фильм вроде как о современности или о самом недалеком прошлом, то на первый взгляд все точно - самолет, форма экипажа, одежда пассажиров и т.д. Сомнения вызывает лишь интерьер дежурной части МГА, впрочем может он таким и был. А вот в чем достоверности не удалось достигуть - это в игре актеров, особенно главных героев. Ненатуральные, отдает некой театральностью что ли, особенно патетические призывы командира из серии - ты не о себе думай, ты о людях думай!

3. Сюжет/Спойлер
Аэропорт где-то на бескрайних сибирских просторах. К полету готовится экипаж Ил-18. Начало типичное - стюардесса сажает пассажиров, экипаж закусывает и идет к ероплану. На борт проникает террорист заяц и т.д.
Капитан самолета выглядит подавленным и мало мало злым на весь мир. Экипаж, видимо знает о причинах этой подавленности (командиру отказали в переучивании на нормальный ероплан) и старается его подбодрить. Командир звереет, лайнер взлетает. Все нормально, пока не прибегает толстый пушной зверек - на панели не вспыхивает надпись "пожар двигателя". Борттехник тут же его вырубает и заливает смесью. Через какое-то время вспыхивает такой же индикатор соседнего двигателя и борттехник не смотря на протестующие жесты командира вырубает и его. Командир, с трудом управляя летящим на двух моторах лайнером, начинает разборку урок педагогики объясняю борттехнику кто он такой, как его на самом деле зовут и почему не надо летать "как на тренажере" Чуток успокоившись он посылает радиста посмотреть на двигатели из пассажирского салона.
Там своя жизнь. Лия Ахеджакова посвящает в тайны учения рерихов-блаватской своего соседа, "заяц-стиляга" кадриться к девушке и т.д. Ни пассажиры ни стюардессы не замечают ни стоящие лопасти пропеллеров ни заметный крен ероплана. Страшную тайну о проблемах капитан рассказал только старщей стюардессе, а младшую так и оставил в неведении...
Тем временеме радист посмотрев на негорящие двигатели устанавливает связь с землей и начинается наземная часть фильма из серии "Родина слышит родина знает..." Воплощением Родины является дежурная часть министерства гражданской авиации, которая из Москвы пытается рулить попавшим в неприятное положение лайнером. По-видимому никаких региональных центров управления воздушным движением восточнее столицы не существует. Для общего нагнетания обстановки надвигается непогода и лайнеру просто становится некуда сесть- все аэродромы закрываются...Бывает...
Земля развивает бурную деятельность - подымают из постели главного конструктора самолета (гм, а был ли он жив к 1986 году) на какой-то вечеринке находят летчика испытателя, и начинают грузить его вопросами - "Петрович, ты на Ил-18 на двух движках летал"? Петрович морщит лоб, пытаясь вспомнить как он там летал лет 15 назад и что при том чувствовал.... к делу подключается лично замминистра и т.д.
Вот эта часть фильма и кажется самой недостоверной - дело даже не в том, что именно в Москве разруливают ситуацию с попавшим в беду Илом, дело в том, что из-за всех жтих многочисленных действий - звонков конструкторам, копаниям в чертежах и т.д. утрачивается динамизм фильма катастрофы, он становится затянутым ....и местами скучным
Вернемся к сюжету. Командир, а с ним разговаривает лично замминистра, решает никуда не садиться а тянуть до родного Свердловска. На борту возникает легкое подобие паники - кто-то из пассажиров смотрит в окно и видит неработающие двигатели. Первым это замечает молодой лейтенант с пропеллерами на петлицах. Он подходит к стюардессе и предлагает экипажу помощь. Та, с чистой улыбкой пытается уверить его что мол все в порядке, это мы так топливо экономим... Офицер смотрит на нее и высказывает с поправкой на речевой этикет советского кино - ты что дура? я сам летчик, какая на экономия???? Но убедившись что его помощь экипажу не нужна садится на место. В это время проблему замечают остальные пассажиры и стюардесса успокаивает их все той же версией об экономии топлива... в общем пассажиры понимают что наступют не лучщие времена и готовятся к посадке. При заходе на посадку диспетчер выводит в лоб Ил-18 другой борт и с интересом наблюдает на радаре как пилоты выпутаются из этой ситуации. Они выпутываются (как раз тогда командир и начинает митинговать на тему о ком надо думать) а потом таки сажают самолет на полосу...
Типа счастливый конец.

4. Впечателения
Собственно мне этот фильм нравится потому, что главную роль в нем играет мой любимый самолет детства - ИЛ-18. Это единственный (другие мне не попадались) фильм где этот лайнер показывают со всех сторон - и на взлете и в посадке и в полете и спереди и сзади и изнутри и снаружи и кабину и т.д. ...
Собственно же ситуационная составляющая фильма впечатляет слабо - во первых понятно, что кончится все хорошо, во вторых, уж больно ненатурально все сыграно - как в свое время писал Симонов в "Записках Лопатина" о военном кино снятом в казахстане - вроде все по уставу делают, а не по настоящему. Ну не верю я в длительную лекцию командира борттехнику почему он козел и почему не надо выключать работающие двигатели.... Не до того ему будет....
Наземная составляющая также не похожа на правду. Особенно когда главный конструктор (разбуженный посреди ночи) глянув на чертеж соображает почему же именно замкнуло датчик пожара....
Впрочем, посмотрев этот фильм недавно, я обнаружил у него еще одну интересную для современного зрителя составляющую - окно в позднесоветское общество. И одежда и антураж и манера говорить все естественно достоверное. И даже типажи вроде той же помешанной на йоге Ахеджаковой или зайца-стиляги в общем узнаваемы..
В общем для фильм достаточно интересный для любителей авиации и поклонников одного из самых красивых наших самолетов - Ил-18.
Tags: кинокритиканство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments