Начнем с истории - раньше никаких шлемов у велосипедистов не было. Были специальные велосипедные шапочки, или приспособленные обычные. Но уже на заре велосипедизма простоволосым на велосипеде почти никто не катался. Почему? Во-первых, потому что в то реакционное время вообще ходить без головного убора считалось моветоном и носили их куда больше, чем сейчас, во вторых, потому что даже легка шапочка выполняла несколько важных функций - защищала голову велосипедиста от солнечных лучей и атмосферных осадков, волосяной покров - от дорожной пыли, кожу и волосы - от соприкосновения с булыжной мостовой во время падения.
Специальные велосипедные шлемы впервые одели велогонщики. Это были интересные конструкции из уожанных трубок, набитых конским волосом. Они обеспечивали опредленную защиту головы при ударе, и в то же время в них не было жарко.
Стоила такая конструкция немало и особого распространения среди неспортсменов не получила.
Стоит также отметить, что шлемы в обязательном порядке носили и солдаты-велосипедисты Российской армии (самокатчики). Тут ни о какой вентиляции речь не шла - 3-мм высококачественная сталь безо всяких отверстий, зато защита была неплохой - в таком шлеме можно было бодать и броневикъ.
Современные велосипедные шлемы получили распространение в России с момента начала победного шествия по прилавкам веломагазинов горных внедорожных велосипедов. Понятное дело что на совревнованиях по гонкам на этих снарядах защитные средства были обязательны и как сопутствующие товары они попали на прилавки.
Вскоре выяснилось, что шлемы привлекательны не только для гонщиков, но для обычных велосипедистов. Ибо машин на дорогах стало много больше, велодорожек в наших городах как не было, так и нет, знаниями ПДД водители особо не блещут, да и соблюдение их не считают для себя необходимым... чтобы быть справедливым отмечу, что и среди велосипедистов знание ПДД встретищь не часто, а уж соблюдение... ездят обычно "как мне удобно"...
Так что впору думать о собственной безопасности и кататься в шлеме...
И вот тут начинаются возражения и предубеждения:
1. Шлем тяжелый
2. Неудобный
3. в нем жарко
4. Он стоит денег
5. В детстве мы без всяких шлемов катались
6. От него только хуже при аварии...
7. Это только для новичков и чайников, а "крутым" это не обязательно....
Попробуем разобрать сии пункты.
1 - 3. Тут важно понимать два момента - во-первых выбор шлемов сейчас в продаже велик и можно выбрать наиболее удобную для себя конструкцию, во вторых, к шлему надо привыкнуть. Как привыкают к седлу, кроссовкам и т.д. Именно заставить себя ездить в этой штуковине. "Это не займет у вас много времени" (с) как правило, голова привыкает к хорошему шлему через неделю другую катания. Потом даже возникает чувство неудобства когда шлема нет...
Что касается жары. Тут шлем несет двоякую функцию - с одной стороны в нем действительно голова потеет. Даже самые лучшие шлемы с множеством ответсвиев не спасут голову от пота. Посмотрите на гонщиков (вот уж кого шлемаки топовые) после финиша они выглядят как взмокшие лошади - что делать велосипед движется мускульной силой человека. Но с другой стороны, толстый шлем отлично защищает голову велосипедиста от солнечного удара - он работает как толстый
пробковый шлем британского колонизатора в Индии....
4. Шлем стоит от 800 (на распродажах) до 4000 рублей. Дорого? но минимум вдвое дешевле самого велосипеда. Хороший шлем служит долго (по сути до первой серьезной аварии) так что это долгосрочное и разовое вложение... И еще - один день ухода за лежащим с ЧМТ человеком в московской больнице стоит от 300 до 800 рублей. Подумайте что дешевле....
5. ага катались. На Салютах и камах при куда меньшем количестве автомобилей и куда более строгом ГАИ. Помню у меня в юном возрасте инспектора на рублевки даже документы проверяли на предмет достижения 14-летнего возраста. У нас тогда был обычай комсомольский билет для таких целей возить... Сейчас все по другому. Да самый простой "байк" даст сто очков тогдашнему каме/салюту вперед...
6. По своем опыту могу заметить, что водители куда более уважительно относятся к велосипедисту в шлеме, пытающемуся соблюдать ПДД, чем к деятелю в джинсах на ненакрученном велике без огней и катафотов... Не понимал этого, пока в прошлом году не довелось совершить проездку по городу в "цивильном" (на чужом велике) сразу почувствовал разницу...
Не буду приводить примеры как шлем спасает голову при аварии, их множество - важно что нет обратных примеров когда шлем наносил дополнительные повреждения голове велосипедиста....
7. Распространенная точка зрения, но увы не верная - Вы можете быть мегаасом, но на дороге полно идиотов, которые ездят плохо и плюют на свою и чужую безопасность. Вы не гарантированы от удара бампером такого кретина за рулем четырехколесной механической тележки...
В общем шлем носить полезно потому что:
1. Это повышает Вашу безопасность при авариях.
2. Это является символом Вашей принадлежности к велосипедному сообществу, показывает что велосипед для Вас не просто игрушка, а нечто большее.
3. Повышает уважение к Вам со стороны водителей, т.к. показывает им серьезность вашего отношения к движению да и вашу заметность на дороге
4. Да и вообще это правильно... :)
Катайтесь в шлемах и будет Вам счастье :)
А.