Например всем было хорошо известно, что в 1812 году Наполеон Бонапарт занял своими войсками Москву покинутую жителями, пьяная солдатня плохо соблюдала порядок из-за чего в городе возник грнадиозный пожар обративший его в пепелище. Виновник пожара очевиден - наполеоновская армия.
Правда, французы почти сразу же придумали себе оправдание - Москву де сожгли русские варвары по прямому указанию московского же генерал-губернатора Ф.Ростопчина.
Неожиданно в наше время эта версия получила распространение среди российских историков новейшего формата. В частности автор во многом очень спорной книги "1812 год. Великий год России" профессор Троицкий пишет - "очевидно, что Москва была сожжена русскими по принципу "не доставайся злодею" по прямому указанию Кутузова (!!!) и Ростопчина, доказательством чему служит организованный вывоз средств пожаротушения из города" Упрек в намеренном сожжеении Москвы и гибели в огне пожара многочисленных материальных ценностей и ценностей исторических выдвигает он и в статье посвященной юбилею Кутузова в малоярославецком сборнике.
Одним из самых веских аргументов в подтверждение этой дикой теории служит организованный вывоз из города пожарного инвентаря. Троицкий приводит точное число подвод, потребовавшихся для этого и патетически восклицает - "сколько можно было бы на них вывести раненных, которые остались в обреченном городе и все сгорели".
Попробуем поправить профессора. Вспомним, что в отличие от Петербурга организованная эвакуация Москвы не готовилась - на московском направлении действовали главные силы русских войск и все были уверены, что уж Москву-то армия сдавать не будет.
26 августа происходит сражение под Бородино целью которого Кутузов официально объявляет прикрытие и спасение столицы. Сразу после сражения Кутузов доносит в Петербург и Москву об одержанной им победе, т.е. городские власти фактически получают уверение, что город вне опасности. Однако, в действительности русская армия сразу же после бородинского сражения начинает отход к Москве. Очевидно что идея об оставлении столицы дабы задержать в ней Бонапарта созрела в голове Кутузова сразу после Бородина. В лучших традициях того времени генерал предпочел никому о ней не сообщать. (сравните - "Если мои волосы знали бы о чем думает моя голова я бы их сбрил и носил бы парик" (с) Веллингтон). Фактически только после совета в Филях столичные власти узнали о том, что армия защищать Москву не будет.
В распоряжении Ростопчина оказалось не более суток для эвакуации города. Поэтому ни организовать вывоз культурных и материальных ценностей (в том числе вооружкения из московского арсенала) столичные власти не сумели. Была организована и успешно осуществлена эвакуация большинства раненных (вопреки утверждениям Троицкого из города смогли вывезти всех транспортабельных раненных - см. Отчет военно-медицинской часто в обном из последних Бородинских сборников) и населения, большая часть которого покинула город. Покинули город и городские власти в т.ч. полиция и пожарные. Естественно, что городские пожарные располагали наиболее выгодными условиями для эвакуации своего имущества - пожарный инвентарь мобилен, в распоряжении пожарных частей был подготовленный конский и людской состав. Если бы в распоряжении городских властей было бы побольше времени эти ценные ресурсы могли бы быть использованы для эвакуации более ценного городского имущества, чем пожарные трубы и насосы, но Ростопчин успел только орагнизовать эвакуацию раненных, московского казначейства и отдать приказ об общей эвакуации населения и городских служб. Выполняя который городские пожарные выехали из города сами и вывезли вверенное им имущество.
Таким образом, врядли можно говорить о намеренном вывозе из Москвы противопожарного инветаря с целью последующего поджога города.
А.