Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:
  • Music:

Сага о норманцах..

Вчера пересмотрел старый советско-французский фильм "Нормандия-Неман", подумал и решил записать некоторые размышления.

Размышления по просмотру фильма "Нормандия-Неман"

"Я был школьным учителем и пацифистом
Мир прежде всего. Но однажды Геббельс
сказал - "когда я слышу слово культура
я хватаюсь за пистолет"
Тогда я понял, чем это может кончится
и стал летчиком-истребителем".


"Нормандия-Неман" - это не историческое повествование. Это не подлинная история полка "Нормадния" сражавшегося в рядах советских ВВС с 1942 по 1945 гг. в фильме не случайно изменены имена героев и некоторые события, это скорее эпическая сага о "посланниках французского мужества" (с) И.Эренбург, которые в трудный час оказались плечом к плечу с нашими предками.

Из жанра вытекает и насыщенность фильма пафосными речами закадрового диктора и музыка, и зачастую полные патетики речи героев.

С другой стороны, в фильме сохранились какие-то реалистичные моменты и эпизоды. Сцена в землянке перед вылетом на Орел - одна из таких.

Русские и французы. Наши в фильме получились еще более эпическими персонажами, чем главные герои. Советские офицеры появляются как правило в парадной или строевой форме, что контрастирует с довольно реалистичными фронтовыми костюмами французов, и если говорят, то их речи еще более исполнены пафоса, чем у союзников. Но при этом облик советских соратников Нормандии не становится гротесковым, карикатурным. Карикатурными в фильме выглядят немцы – и когда суетясь разбегаются от штурмующих истребителей и когда рассматривают документы сбитого летчика…

Французское сопротивление. Еще одна тема в фильме не очень понятна советскому зрителю, но фильм снимался для совместного показа в СССР и Франции и, наверное , для французов эта тема была актуальна. Речь идет о французском сопротивлении. О тех кто стал под знамена Де Голля и тех, кто остался верен присяге и Петену. Что должно двигать солдатом в такой момент? Слепая верность присяге – «я сражался с врагом на которого мне указало мое правительство» - говорит офицер сбивший английский истребитель, или стремление сражаться за правое дело, даже если твоя страна ему изменила – «Если у Нормандии столько побед, то только потому что мы сами выбирали свой путь».
В конце фильма авторы стараются свести обе линии едино к некоему копромису, но получается это плохо – каждый остается при своем.

Как ни странно, в фильме почти нет сцен воздушных боев. О них говорят, видны их последствия, но самого воздушного боя в фильме нет. То ли по причинам несовершенства тогдашней кинематографической техники, то ли потому что режиссер решил таким образом показать, что главное - это люди. Люди, которые сражаются, а не аркадные гонки истребителей как в американском «Перл-Харборе»
В одном из эпизодов фильма хорошо показано, в чем была ценность «Нормандии» для советского командования. Командир эскадрильи смотрит на двух летчиков и говорит – «у вас нет даже 200 летных часов, Вы не представляете угрозы для врагов, Вы гораздо опаснее для своих товарищей». Т.е. истребители с налетом меньше 200 часов в «Нормандии» рассматривались как слабые. Для справки – налет среднего советского истребителя в 1942-м году составлял примерно 20 – 30 часов. В условиях, когда кадровые летчики советских ВВС были во многом выбиты в 1941-м году, а летные школы готовили по схеме «взлет - посадка», 15, а потом 45 хорошо подготовленных летчиков истребителей представляли собой ощутимую силу.

В общем хороший это фильм, пусть несколько пафосный, но правильный. Фильм о людях, которые «сами выбрали свой путь» и навсегда остались в нашей истории и нашей памяти.
А.
Tags: кинокритиканство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments