Удивительно, но интернет, всемирная паутина, где есть все и про всех про Славороссова почти молчит. Только на сайте Военная литература (http://militera.lib.ru) выложена книга Юрия Гальперина "Воздушный казак Вердена", в которой немало страниц посвящено русскому пилоту. Рассказ историка и возьмем за основу, дополнив его по мере необходимости сведениями из двух газетных вырезок, посвященных Славороссову и собственных соображений.
1. Крестьянский сын.
Наш герой родился в 1887 году в деревне Домошлино Черниговской губернии в семье крестьянина. В 1892 году Никанор Семененнко вместе с семьей перебирается на жительство в Одессу, где устраивается работать дворником. Харитон был старшим в большой семье и с измальства помогал родителям по дому. Он обладал хорошим голосом и прекрасным слухом и какое-то время (до ломки голоса) был певчим в городском соборе.
Бывший крестьянин хорошо понимал цену образованию и не только выучился грамоте сам, но и стремился дать его своим детям. Харитон с отличием заканчивает Народную школу, потом ремесленное училище, потом школу корабельных машинистов-механиков, словом получает, говоря современным языком, профессионально-техническое образование. Качество такого образования в Россиийской империи было куда выше нынешнего....
После недолгой работы машинистом на судах РОПиТа, Харитон устраивается слесарем в велоремонтную мастерскую. Через некоторое время сам из бракованных деталей и "хлама" собирает велосипед и себе... В его жизни начинается новая глава.
2. Велогонщик.
В то время Одесса была одним из центров российского велосипедного спорта (да и не только велосипедного). Имена Михаила Ефимова и Сергея Уточкина - знала вся Россия. Именно с ними и стал соревноваться на велотреке молодой мастеровой Харитон Семененнко. Природная сила и прекрасное знание техники велосипеда быстро сделали его одним из лучших гонщиков Одессы и всей России. К молодому велосипедисту пришла слава. Именно тогда он и прибавил к своей фамилии звучный псевдоним - Славороссов. И началась жизнь профессионального спортсмена - поездки по городам России, гонки, гонки, победы. Впрочем, бывали и забавные казусы:
«К нам в город, — вспоминает свою юность писатель И. Василенко, — прибыл голландец Клейн и на своем велосипеде с узкими желтыми шинами принялся шутя обгонять и чемпиона города Заднепровского, и гастролировавшего здесь чемпиона Одессы Славороссова. [59]
Рассказывали, что к велосипеду голландца была приделана небольшая металлическая коробка, но, безусловно, это не был мотор, голландец так же нажимал на педали, как и все другие гонщики. Что за коробка? Почему на последнем круге, когда оркестр исполняет галоп и все зрители вскакивают с мест и неистово орут: «Заднепровский, жми, жми!» — велосипед, точно нечистая сила, подхватывает голландца, а Заднепровский, равно как и одессит, сразу оказывается на четверть круга позади иностранца?..
С большим трудом удалось нам с механиком Павлом Тихоновичем перекупить два билетика и протиснуться на велодром...
К старту подкатили наш белобрысый чемпион Заднепровский, массивный веснушчатый одессит Славороссов и худой, длинный как жердь, голландец...
Три с половиной круга гонщики шли рядом, но тут зазвонили в колокол, духовой оркестр с печального вальса перешел на стремительный галоп. Чемпионы и голландец напряглись, пригнулись к рулю, и велосипед с таинственной коробочкой точно вихрем отнесло от двух других машин...
Заднепровский и Славороссов потребовали, чтобы голландец тут же, у финиша, раскрыл свою коробку. Но победитель обругал их на всех европейских языках и укатил с велодрома, а потом и из города. Так никто и не узнал, какой черт помогал иностранцу...»
Как говорят современные знатоки велоспорта, скорее всего велосипед голланского спортсмена был оснащен одним из первых переключателей скоростей, что и давала гонщику ощутимые преимущества перед спингспидами россиян....
Помимо спортивных соревнований Харитон также выступает в весьма рискованном цирковом атракционе "Корзина смерти" - где велосипедист мчался по вертикальной стене цилиндра.
Но этого отважному спортсмену было уже мало. Тем более, что к концу первого десятилетия ХХ века в Россию пришло новое чудо - аэроплан.
3. Пилот-авиатор.
Многие спортсмены в то время меняли двухколесного коня на крылатого - прекрасная физическая подготовка, смелость, развитое чувство равновесия - все это позволяло бывшим спортсменам становится прекрасными летчиками. И первым из них стал старший товарищ Славороссова по одесскому Циклодрому Михаил Ефимов.
К Ефимову и поехал Славороссов, чтобы попасть в мир авиации. Начинает работать механником у знаменитого земляка, а в 1910 году поступает на службу к другому известному пилоту того времени - Генриху Сегно (пилотское свидетельтсво №1 РОссийского императорского аэроклуба). Генрих Сегно работает шеф-пилотом построенного в Варшаве завода "Авиата", принадлежавшего некоему князю Любомирскому. Славороссов сначала служит личным механиком Сегно, потом механиком школы пилотов открытой при заводе, потом...
Потом как некогда с велосипедом, Харитон самостоятельно восстанавливает до летного состояния разбитый учениками школы Фарман 4 и на нем под руководством Сегно овладевает мастерством пилота.
14 марта 1911 года в руках Харитона оказывается заветное пилотское удостоверение с надписью:
«Международная Воздухоплавательная Федерация. Императорский Всероссийский Аэро-Клуб — представитель М. В. Ф. для России сим удостоверяет, что Славороссов-Семененко Харитон Никанорович, родившийся в городе Одессе, русский, получил звание пилота-авиатора».
Ниже номер — 41 и дата: 14 марта 1911 года.
Начинается новая жизнь. Славороссов становится втором пилотом-инструктором фирмы Авиата и по мнению тогдашней прессы - считается одним из лучших преподавателей искусства летания
В 1912 году фирма Авиата продает свое производство военному ведомству, Славороссов выкупает свой аэроплан и готовится принять участие в крупных международных авиационных соревнованиях в Вене, а попрощаться с Варшавой пилот решил весьма оригинальным способом:
Прощаясь с варшавянами, Славороссов летит над городом на компактном маленьком «блерио». Он не случайно выбрал на сей раз этот аппарат с малым размахом крыльев.
Задрав головы, прохожие следят за аэропланом, который снижается, направляясь к берегам Вислы. Люди начинают тревожиться:
— Господа, господа, он падает в Вислу!..
— Славороссов падает в реку! — подхватывают в толпе. Варшавяне знают, что только он остался в «Авиате», больше летать некому.
«Блерио» уже у самой воды, и желтокрылый самолетик несется низко вдоль берега... Впереди мост...
На набережной уже толпа...
— Что он делает?! Сейчас разобьется!..
Самолетик, прижавшись к воде, на миг исчезает под пролетом моста, и вот уже желтокрылая птица взвивается в небеса!..
— Ура! Браво, Славороссов!..
Никто и нигде еще не пролетал под мостом!
В тот же день летчика вызывают в полицию. За нарушение общественного спокойствия и опаснейший трюк, грозивший разрушением моста, Славороссов наказан внушительным штрафом.
В Вене Славороссов выигрывает несколько крупных призов и занимает третье место в общем зачете. Начинается жизнь пилота эпохи начала авиации. Полеты - авиационные митинги - соревнования как их тогда называли, полеты перед публикой, жашдушей увидеть чудо ХХ века - аэроплан...
В России самым известным пилотом гастролером становится Уточкин, в Европе одним из самых известных - Славороссов. В конце 1912 года летчик подписывает контракт с итальянской фирмой Капрони и становится ее шеф-пилотом. Испытания новых машин, перелеты, соревнования в которых Славороссов одерживает одну победу за другой, пока....
Пока в русских газетах не сообщают:
«Сообщение из Турина. 6 апреля в 6 часов вечера на военном аэродроме Мирафиори во время полета русского авиатора Славороссова с пассажиром Галло внезапно произошел взрыв мотора. Пассажир сгорел, умирающий авиатор в госпитале».
Вины пилота в катастрофе не было - лопнул по шву закрепленный над мотором бензобак, топливо хлынуло на раскаленный мотор и самолет превратился в огненный болид... Из последних сил Славороссов сумел совершить жесткую посадку на пылающем самолете, отполз в сторону....
Лишь через полгода летчик покинет госпиталь....
Капрони предложил летчику продление контракта, но Славороссов предпочел перебраться во Францию где начинает работать пилотом на фирме "Кордон и Моран" и снова участвует в перелетах, соревнованиях....
3. Военный летчик
Первая мировая война застала Славороссова в Австрии. С помощью одной из своих поклонниц он сумел перебраться в нейтральную Щвейцарию, а оттуда во Францию. По рекомендации русской военной миссии Славороссов поступает летчиком добровольцем во французскую авиацию. Летает на разведку вражеских позиций и зарекомендовал себя отличным пилотом.
А потом... Потом был Подвиг. Приведем рассказ об этом удивительном случае из книги Ю. Гальперина с небольшими сокращениями:
22 октября 1914 года. Подлетая к линии фронта, Славороссов увидел, что из вражеского тыла ему навстречу летит французский «блерио», вероятно возвращавшийся с разведки. Он обратил внимание на странное поведение аэроплана: аппарат то и дело кренился, клевал носом, опасно терял высоту.
Харитону стало ясно — либо ранен пилот, либо поврежден самолет, возможно, случилось и то и другое.
Русский летчик делает круг и внимательно наблюдает за неизвестным товарищем. «Блерио» опускается все ниже, ему явно не перетянуть на свою территорию... Еще немного, и французский самолет почти падает между окопами той и другой стороны. Снизившись, чтобы лучше разглядеть попавший в беду аэроплан, Славороссов видит две фигурки, пытающиеся укрыться в рощице, что неподалеку от места вынужденной посадки. Но сильный ружейный огонь немцев прижимает авиаторов к земле. Оба распластались в траве.
Мысли Славороссова лихорадочны. Он не может уйти отсюда, оставив погибать товарищей... Но как им помочь?.. И тут приходит решение. Левая рука уже убрала ручку газа, правая перевела самолет на снижение. Он сядет рядом с «блерио», там ровная площадка. Он спасет их!..
На какое-то мгновение стих огонь пехоты, солдаты в окопах не могут поверить, что этот аэроплан идет на выручку, наверное, он тоже падает... Нет, этот безумец стремится точно к упавшему самолету, планирует, словно перед ним аэродром.
Воодушевленные храбростью авиатора французские пехотинцы выскакивают из окопов, чтобы прийти на помощь. Но им далеко... С немецкой стороны тоже бегут солдаты, их цель — захватить столь ценную добычу.
А Славороссов уже на земле, по почему же никак не реагируют на это летчики?.. Вот один приподнялся, рванулся вперед и упал. Ранен? Не выключая мотора, под огнем немцев Славороссов, забыв [127] об опасности, бежит к лежащим. Один убит, второй еще жив. Подхватив под руки окровавленного пилота, он волочит его к самолету:
— Опирайся на меня, сейчас улетим, скорей, скорей, двигай ногами, держись, мать честная! — путая французские и русские слова, подбадривает раненого Славороссов.
Втаскивая спасенного на самолет, Харитон видит, как близко подобрались немцы, слышит выстрелы, но все это как бы происходит не с ним. Его задача немедленно взлететь...
Полный газ, аэроплан прыгает по неровностям, ударяется колесами о какой-то холмик и как с трамплина рывком уходит в воздух, проносится над самыми головами в панике разбегающихся немецких солдат, оказавшихся ближе всех к самолету. Он даже не сразу понял, что взлетел в сторону немцев, но иначе он и не мог, теперь только бы выйти из-под обстрела... Отворачивает к роще и идет, чуть не задевая деревья: тут стрелки не достанут... Разворачивается к дому, набирает высоту, внизу своя земля...
От холодного воздуха и ветра раненому стало полегче, он протягивает руку, силясь что-то показать или поблагодарить жестом своего небесного спасителя.
Такого переполоха еще не было в эскадрилье, чуть не все сбежались к самолету Славороссова. Раненого летчика уже увезли. Харитон только увидел, что он худенький, усатый, кажется, постарше его, даже фамилии не расслышал, хотя врач произнес ее вслух и с изумлением.
Доложив, как все случилось, летчик узнает, что он спас весьма знаменитого человека — известного врача, спортсмена-добровольца, депутата от Луары, сенатора Эмиля Реймона, а его спутником, убитым уже на земле, был летчик Кламадье.
Вечером эскадрилья чествовала Славороссова, а на следующий день его вызвал командующий 1-й армией генерал Дюбайль.
Смертельно раненный сенатор успел сообщить чрезвычайно важные сведения разведки. Командующий армией наградил Реймона Рыцарским крестом Почетного легиона.
Старый, седой генерал Дюбайль, сражавшийся с немцами еще в 1870 году, с восхищением смотрел на молодого русского летчика. Он был таким же юным, даже еще моложе, когда впервые принял участие в боях. Он сказал об этом Славороссову и продолжил:
— А сегодня вами гордится Франция! Жертвуя собой, вы спасли ее славного сына, даже не зная, кто он. Вы спасли солдата — это высшая храбрость!.. Вы, именно вы, довели до конца боевое задание летчика Реймона, и наш штаб получил ценнейшие данные о противнике, за которые я тоже благодарю вас от имени Франции. То, что сделали вы, — совсем особый, выдающийся подвиг, подвиг чести. И я, как диктует мне честь солдата Франции, награждаю вас высшим знаком военной доблести...
Генерал снял со своего мундира Военную медаль, которую получил еще лейтенантом сорок лет назад, и приколол ее на грудь Славороссову.
Из газетной статьи 1915 года:
«Славороссов — русский пилот, вступивший добровольцем во время войны, отличается своим стремлением всегда принимать участие во всех самых сложных заданиях. Начиная с августа 1914 года выполнил в интересах армии несколько очень важных разведывательных полетов.
Непрестанно подает наилучшие примеры храбрости, энергичности, хладнокровия, беззаветной преданности.
Награды: Военная медаль за боевые подвиги. Военный крест».
В конце 1915 года Славороссов возвращается в Россию и начинает работать заводе Лебедева летчиком-испытателем. Потом инструктором летной школы и наконец - начальником летного отряда уникального формирования - Автомобильно-авиационной дружины.
Впрочем, на фронт это формирование так и не попало, началась революция. В онце 1917 дружина была расформирована и Славороссов уезжает с семьев в Томск. Там знаменитый пилот за сел за книги - сдал экстерном за курс реального училища и поступил в местный политехнический институт учится на инженера....
4. Инженер.
В гражданскую войну Славороссов воевал очень мало. Очевидно участие в братоубийственной бойне не импонировало пилоту. Белые сочли его негодным к военной службе по состоянию здоровья, красные, заняв Томск мобилизовали в авиацию (впрочем, Ю Гальперин описывает, что Славороссов пошел к красным добровольно).
Однако, вскоре пилот вырывается в Москву где продолжает образование в Институте Красного Воздушного флота, преобразованном в скором времени в Академию.
В архивах Академии имени Жуковского хранится копия диплома № 17 военного инженера-механика воздушного флота Славороссова.
После перечня изучавшихся дисциплин указано, что пройдены специальные курсы «экономики аэротранспорта, испытания самолетов, электро — и радиооборудования самолета и аэродромов». В процессе учебы им были разработаны проекты «самолета, авиационного двигателя, авиационного завода».
После окончания академии Славороссов работает в гражданское авиации, в Добролете. Занимается изысканиями новых линий для гражданских самолетов, строительством аэродромов, принимает деятельное участие в подготовке авиаперелета Москва - Пекин.
Потом возглавляет техническую службу Добролета в Средней Азии, работает главным инженером Авиационного завода и преподает в МВТУ и только что созданом МАИ....
5. Последняя глава.
В декабре 1930 года Харитон Славороссов был арестован. В это время по стране катился широкий вал Спецеедства - аресты инженеров, специалистов старой школы шли один за другим. Славороссов получил свое высшее образование при советской власти, но все-таки коммунистом так и не стал, да и слава его тянулась из прошлого, из той былой, России, на костях которой большевики собирались построить новое общество.
Обвинение было стандартным - шпионаж в пользу французской разведки. Конечно, бывший сержант французской авиации, награжденный двумя французскими орденами, знающий многих французских авиаторов лично - как такому человеку не быть шпионом?
Приговор - 10 лет лагерей. До 1934 года еще была возможна переписка и свидания, потом глухое молчание и весточки переданные семье через случайные каналы.
В 1941 году, когда кончался срок Славороссова семье пришло извещение о его смерти.
Дескать не выдержало здоровье. Но есть и другая версия - в августе 1941-го Славороссов был расстрелян вместе с большой группой других заключенных, по секретному распоряжению из Москвы....
Так окончилась жизнь знаменитого пилота, талантливого авиационного инженера, честного патриота России.
Потом, в 1956 году родственники получат извещение о реабилитации "за отсутствием состава преступления"....
****
И вот сейчас только один человек из числа читателей Урядника смог правильно назвать пилота. Остальные, даже любители авиации, спасовали. А ведь таких людей как Славороссов надо помнить, ибо на них и держится Слава России.
А.