Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

О Троянской лошадке..

В выходные пересмотрел в очередной раз замечательной фильм Майкла Вуда о Троянской войне и ее сильномогучих героях. Ничего не скажешь, умеют в БиБиСи снимать хорошие документальные фильмы об истории. На сей раз мое внимание привлек эпизод со знаменитым троянским конем. Настолько привлек, что взял я с полки книжку о легендах и мифах древней греции и перечитал историю еще раз, с подробностями. Потом поразмышлял и вышло небольшое размышление в духе полуисторических заметок в журнале ТМ конца 80-х годов :). Так что не стоит воспринимать эти рассуждения слишком всерьез.

Еще в древности история о троянском коне считалась одним из самых загадочных мест легенды о Трое. Необычный способ проникновения в город, никогда не встречавшийся не до не после, заставлял многих считать историю с конем метафорой, символом. Вуд в своем фильме предположил, что стены Трои рухнули от землетрясения, а греки воздвигли гиганского конского идола в знак признательности к покровителю землетрясенй богу Посейдону.
Впрочем, он привел мнения античных авторов, полагавших, что конь - это некий огромный таран, которым греки проломили стены града Приама.
У всех этих версий есть один недостаток - история о коне изложена в легенде весьма подробно с множеством деталей, что было бы странно будь это лишь метафора.
Рассмотрим легенду с небольшими комментариями о достоверности ее отдельных элементов с точки зрения здравого смысла:
Сам способ - забросить отборных воинов в город чтобы они открыли ворота остальным ничего удивительного в себе не содержит - так делали много раз и в античное время и в средневековье. Стандартным приемом является также и мнимое снятие осады, чтобы усыпить бдительность осажденных - так тоже делали и часто это помогало. Сочетание этих двух приемов т- вполне логичный ход для военного дела того времени.
Собственно, главные сомнения вызывает способ проникновения греков в город - внутри огромного деревянного коня, которого сами же троянцы затащили к самому царскому дворцу.
Удивительно не только то, что троянцы потащили оставленного греками коня в город, но и то, что греки заранее на это рассчитывали. Между тем подобное поведение троянцев вряд ли можно считать предсказуемым. Отметим, что согласно легенде когда троянцы обнаружили лошадь, то между ними разгорелась дискуссия на тему что с ней делать. Конечно, греки подослали перебежчика с советом, но почему троянцы вняли ему?
Собственно именно этот момент сумасшествия троянцев ("боги затуманили им разум" - гласит легенда) и главное - расчет греков именно на их сумасшествие и является наиболее тем моментом, который вызывает сомнения во всей истории с конем.
Странно, что такой хитроумный и весьма осторожный человек как Одиссей был уверен в поведении троянцев. На чем же основывалась его уверенность?

Ответ нашелся неожиданно - перелистнув пару страниц назад от описания истории коня, я обнаружил, описание двойного посещения Одиссеем осажденной Трои. Первый раз он проник туда под видом нишего, второй раз - когда вместе с Димедом похитил Палладий.
Между тем из Гомера мы знаем, что среди троянцев не было единого мнения относительно войны с Греками. Среди них были и те, кто соглашался отдать Менелаю Елену, похищенные сокровища и выплатить дань Агамемнону. Если рассматривать Трою как буферное государство между империей Хеттов и Ахейцами, то такое разделение горажан и троянской элиты не удивительно. На войне с греками настаивали сыновья Приама - Гектор и Парис, но после их смерти....
После их смерти в Трое могли поднять голову сторонники замирения с Греками. Десятилетняя война подходила к концу, армия ахейцев разбила как полевое войско Трои, так и войска ее союзников до амазонок включительно. Надежды на победу у троянцев не было. Ожесточение войны не позволяло сторонникам греков в Трое поднять вопрос о замирении, но они решили спасти хотя бы себя и своих людей...
В легенде сообщается, что когда Одиссей под видом нищего был в Трое его узнала Елена и привела в свой дом. Очевидно, что там прошли секретные переговоры между Одиссеем и некой частью троянской элиты закончившиеся соглашением.
В легенде сообщается, что греки не сразу приняли план Одиссея о "ходе конем", но после ряда колебаний согласились. Возможно эти колебания связаны именно с вопросами предательства отдельных троянцев - греческим героям могло показаться зазорным одерживать победу ценой чужого предательства. Но в конце-концов прагматическая точка зрения одержала верх.
Теперь обратим внимание на ту часть легенды, которая описывает помрачение разума у троянцев - сам вид деревянной лошади привел к дискуссии что с ней делать. Примечательно, что именно жрец высказался против того, чтобы тащить ее в городское святилище и.... и был убит вместе с двумя сыновьями. Предатели среди элиты сумели продавить выгодное им решение и лошадь была втащена в город. (по одной из версий троянцам даже пришлось мало мало разобрать стену...
Дальнейшее известно. Ночью греческие герои вылезли из своего убежища, заняли ворота, подожгли город и вместе с теми, кто подоспел с кораблей завершили разгром Трои.
Остался лишь один вопрос - а кто были те троянцы, что совершили акт предательства, убедив соотечественников протащить в город деревянную лошадь?
Обратим внимание на то, что среди троянских героев ("элиты Трои")после всех этих событий уцелело двое - Эней (выбравшийся из города вместе с отцом и сыном) и Антенор, который всегда был сторонником замирения с греками. Из дальнейшего мы знаем, что Эней выбрался не только с семейством, но с небольшим собственным войском и частью жителей, которые потом дали начало великому народу Римлян.
Очевидно, что именно эти два героя и были участниками сделки с троянской стороны, обеспечив проникновение в город большой деревянной лошади с греческим десантом.
А внешне - а внешне все выглядело так, как описано в легенде - лошадь, предвиденное греками помрачение разума и конец Трои.
А.
Tags: конспирология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments