Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Ненавижу крымский известняк!

В 1360-е годы митрополит Московский и всея Руси Алексий и князь Московской и великой князь Владимирский Дмитрий Иоаннович (тогда еще не Донской) с братью своею князем Владимиром Андреевичем (будущим Храбрым) обнесли город Москву стенами из белого камня. И прозвалась с тех пор Москва Белокаменной...

Шли годы, любовь москвичей к белому камню не ослабевала - хотя построенные стены кремля простояли недолго, привычка называть стольный град Руси белокаменным осталась навеки. В 1480-е годы из белого же камня строит новые кремлевские стены мастера великого князя Ивана III, но учли опыт предшественников и белый камень современных кремлевских стен надежно скрыт кирпичной облицовкой. А на вершине кремлевского холва поднялись белокаменные стены Успенского собора - главного собора державы.
И хотя потом подобные храмы стали строить из более практичного кирипича, все равно поверхность их покрывали слоем белил - под белый камень. Да и сами стены кремля вплоть до времен Петра Великого были выкрашены в белый цвет.
Любили москвичи известняк - в большинстве храмов - цокольное основание здание из него складывали, а когда наступила эпоха бароко (17-й век) начали белокаменными деталямит украшать расписные церкви. Лепота.
Потом и дома из него стали класть (старейшее светское здание Москвы - Грановитая палата тоже наполовину белокаменная), дворцы, да ограды делать.
Добывали камень под Москвой в долине реки Пахры, где ноне город Подольск находится. Там под селом Мячково были знаменитые каменоломни, где штольным методом добывали камень еще для соборов святого князя Андрея Боголюбского.
Водой его доставляли во Владимир, Ростов, Москву и дургие города.
В конце 19-го века не до белого камня стала - очень уж сложный материал. а дома да цекрви стали тогда строить попроще. При большевиках и вовсе его использовать почти прекратили. (почти потому что блоки мячковского известняка использовали при постройке зданий и вестибюлей некоторых станций московского метрополитена).
А в 70-е годы, на волне полной бездуховщины и безвкусия хлынул в Москву дешевый крымский известняк-ракушечник с характерным розовато-желтым оттенком. Стали им здания облицовывать убогия - что задние Агентска РИА-Новости, Что новое здание МИТХТ на Юго-Западе, что станции метро Боровицкая... да и еще таких много. Плохой он этот камень - совершенно нашу зиму да наши дожди не держит, крошится, осыпается, поверхность ноздреватая, плохо поддающаяся полировке, с ракушками какими-то... Где нить на юге может и можно из него строить, а в Третьем Риме... ужас ужас...
Стоят щербатые здания как памятник забвения русскими людьми своих традиций, как позор нам, влодеющим уникальной собственной школой архитектуры и строящим убогие коробки да монстры из стекла да бетона... Иной раз кажестя, что после 1950-х гг в Москве ни осталось ни одного архитектора или городские власти реализуют наиболее страшные для облика города проекты...
Ненавижу крымский известняк!
А.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments