Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Из истории старой России. Пароходы Соловецкого монастыря.

Как известно, Соловецкий монастрыь лежит на островах, и чтобы попать к нему богомольцам и паломникам приходилось в течении многих лет совершать путешествие по морю трудное и опасное на небольших парусных судах. Но век прогресса захватил своим течением и северную обитель.

В 1861 году для безопасной доставки богомольцев в Соловецкий монастырь принимается решение приобрести современные паровые суда вмето парусников. В том же году монастырь приобрел у архангельского купца 1-й гильдии Брандта за 13 тысяч рублей груховой железный пароход "Волга", построенный в Англии в 1840-е гг. За зиму 1861,62 года в монастырском доке он был успешно переоборудован под перевозку пассажиров и под новым именем "Вера" вышел в навигацию 1862 года, доставляя богомольцев в монастырь из Архангельска за 20 - 24 часа и принимая на борт до 430 человек. Ободреное успешным началом руководство монастыря в 1862 году построило в своем доке деревянный пароход "Надежда" с паровой машиной, купленной в Шотландии. Машина была установлена при помощи прибывших из Шотландии трех механиков. 15 августа 1862 года новый пароход совершил свой первый рейс в Архангельск. По распоряжению архимандрита Порфирия первый рейс туда и обратно был объявлен бесплатным. 29 августа специальная комиссия в Архангельске освидетельствовала пароход, признав его годным к эксплуатации. Пароходу было разрешено перевозить груз весом до 604 тонн и пассажиров до 500 человек. Экипажи судов состояли исключительно из монахов, имевших многолетний опыт плаваний на судах в том числе и иностранных. Так 20 лет комапндовал пароходом "Надежда " иеромонах Александр (Заборщиков), а пароходом "Вера" монах Иван (Падорин). Хорошее состояние пароходов обеспечивалось ежегодными ремонтными работами в монастырском доке.

(на фото - док Соловецкого монастыря).
Во время плавания на судах поддерживался строгий порядок: категорически запрещалось курение, продажа и употребление спиртных напитков.
Безопасность плавания в районе соловецких островов обеспечивал уникальный храм-маяк, Вознесенская церковь на Секирной горе, постройка которой завершилась как раз к 1862 году.

В связи с большим числом желающих посетить святую обитель монастырь в 1881 году приобрел в Финляндии построенный в городе Або железный винтовой товарно-пассажирский пароход "Соловецкий" - двухпалубный, грузоподъемностью 240 тон, способный перевозить в трех классах 477 пасажиров. Мощность машин парохода составляла 500 л.с. размеры - 46,9 - 6,9 - 4,2 - 3,6 м., скорость - 10 узлов. В 1887 году пришкл заказанный в Швеции пароход "Михаил Архангел, построенный в Гётеборге со стальным корпусом винтовой мощностью 400 л.с. способный перевозить 500 пассажиров. В 1897 году когда монастырь решил капитально отремонтировать проплававший полвека пароход "Вера", выяснилось что ремонтировать его бесполезно, дешевле и проще построить новй корпус. В 1902 году вышел в плавание новый пароход "Вера" железный мощностью 660 л.с. и скоростью 11 узлов.

Следует отметить, что пассажирская линия Соловецкого монастыря была первой регулярно пассажирской пароходной линии на русском севере, благополучно проработавшей без единого ЧП вплоть до 1918 года, когда три последних парохода ее были национализированы большевиками.

Дольше всех по северным морям ходил пароход "Соловецкий". В 1920 гоуд он был передан в управление Белмортрану НКПС, в 1921 - переименован в "жижгин" а в 1923 перешел под управление северных лагерей ОГПУ где его переименовали в "Глеб бокий" в честь известного большевистского палача.
В 1940 году старый пароход был зачислен в состав Северного флота в качестве транспорта и поставлен на капитальный ремонт, в котором находился до 1942 года. В этом году присупске на воду опрокинулся и затонул (видно хорошо отремонтировали) но был вскоре поднят и закончервирован до конца войны. После войны восстановлен в введен в строй. Исключен из списков плавсредств ВМФ сей корабль ветеран был лишь в 1956 году, проплав по северным морям 75 лет!!!

(на фото - пароход "Соловецкий")

По книге Л.Б. Красавцева "Торговое мореплавание на Европейском севере России во второй половине XIX начале ХХ века". Архангельск 2006 г.
Иллюстрации с сайта http://www.solovki.info
Вот здесь опубликована статья из Архангельских епархиальных ведомостей судя по всему за 1912 год с описанием истории соловецкого пароходства - http://www.solovki.info/?action=archive&id=264
Tags: История старой России, Реакционное, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments