Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

Заметки захожанина. Часть 3. Лавки, требы, короче т.д.о.

От многих начинающих захожан, а также от тех, кто пока мимо Церкви проходит можно услышать - это мол Церковь, а магазин - там мол торгуют, чеки не дают, кассового аппарата не стоит, значит мол все незаконно. Да и место ли лавке в храме? - говорит иной, - и приводит пример из Писания про изгнание торгующих из храма. Один даже картинку показал мне из протестанской детской Библии, на которой Господь наш при помощи здоровенного дрына крушит лавки... А у вас говорит в храм зайдешь и прилавок видишь...


Попробуем разобраться. Действительно во многих храмах есть лавки, но прежде чем гневно осудить сие явление, рассмотрим откуда оно взялось и почему существует.
Если обратить к истории, то мы увидим, что до революции никаких лавок внутри храмов не было. Был свечной ящик, да стол для записок. А лавки - лавки были отдельно и были они как правило даже не в церковной ограде.
Почему же сейчас не так как раньше?
Во-первых, потому, что усилиями безбожной власти большевистской вся частная коммерция в стране, включая и лавки с церковными принадлежностями была придушена к началу 30-х годов. Конечно, времена те сгинули и государство начало возвращать Церкви храмы, но... именно что как правило возвращаются только храмы. У иного прихода помимо храма и здания-то другого нет, даже подсобного. Вот и размешают лавку, там где можно.
Во-вторых, многолетнее отлучение народа от веры Православной привело к тому, что предметов культа в домах наших сограждан осталось мало. Ибо уничтожались они в те же 30-е годы нещадно - иконами дороги мостили, овраги набивали, сжигали, печки топили.... А еще война была..... Переезды из села в город.... Короче мало кто может похвастатться тем, что дома стоит сохранившаяся от дедов-прадедов родовая икона или лампада стекла цареградского. Все это надо покупать заново - спрос огромный, как говорят маркетологи - отложенный спрос, откладывавшийся без малого 70 лет....
В-третьих, опять же про частную коммерцию. Это раньше были мастера иконники, что иконы писали, были лампадники, и т.д., но к началу 90-х годов ХХ века 90% всей утвари (в том числе и домашней) в стране производилось в одном месте - на фабрике Московской Патриархии в Софрино. Рынок сейчас не изучал, но по впечатлениям и сейчас софринская продукция доминирует.
В-четвертых, новые захожане - это, как мы уже отмечали выше, люди не знакомые с церковной культурой. Они кроме храма и места другого где купить икону не знают. Это прихожанин знает и где заказать икону, и где масло можно взять в бутылке пятилитровой.... А захожанин если где и купит икону, то что называется не отходя от алтаря далеко.
Все эти факторы сошлись в одной точке и привели к тому, что в храмах стали размещатся церковные лавки и пошла в них тоговля бойкая. По правилам церковным в храме нельзя ничего продавать, только жертвовать можно - вот почему нет там ни кассовых аппаратов, ни чеков - все что мы отдаем - это пожертвования (с формальной точки зрения).
В последнее время наметились шаги по изменению ситуации - во многих московских храмах (лично укажу на Всехсвятскую церковь на Соколе, Григория Неокесарийского на Полянке, Всех Скорбящих радостей на Ордынке) лавка вынесена на улицу в отдельное помещение, а в храме самом только свечи да записки остались. Появились и магазины специальные церковные (особенно магазин Сретение отмечу, что при Сретенском монастыре) и киосков много появилось... так что думается лет через 10 - 20 лавки внутри храмов отойдут в небытие и останутся там как в старые времена лишь свечной ящик, да стол для записок.

Раз уж затронули тему "товарно-денежных" отношений, то рассмторим и еще аспект один. Вот иной говорит - был я у вас в церкви, там все за деньги, и крестят и отпевают и венчают и освящают...торгуете благодатью мол...
Действительно, были времена, когда и за крещение в храмах деньги небольшие брали. Помню сам крестился в одном московском храме именно потому, что там денег за крещение не брали, а для меня, студента в ту пору, и копеечка небольшая значила немало.
Сейчас, однако, с этим строго - сам Патриарх прописал, чтобы крещение всегда и всюду совершалось бесплатно для крещаемого. А за главное таинство - за Исповедь и Причастие денег не брали никогда.
А прочее - а прочее ведь дело сугубо добровольное. Жениться хочешь а денег на венчание нет? Так не бывает - ведь на жизнь то семейную есть, раз жениться собрался, да и на свадебный стол с ящиками шампаньского, денежка отложена. А ведь расценки в храмах на требы невысокие. Нет, конечно, если в Казанском соборе венчаться или в Храме Христа Спасителя - то конечно там платить надо будет немало, но зачем там то? Из гордыни и тщеславия? Ну так и плати за них.... Для того цены там такие и назначены, чтобы поменьше желающих было.
Иной раз доводилось слышать такие рассуждения - мы бы (живя в браке) обвенчались бы, так ведь денег платить надо...
Вопрос, а кому венчание нужно - тебе же и нужно. Так неужели для себя жалко?
Впрочем, есть и еще один аспект проблемы - отец Андрей Кураев в одной из своих брошюр ловко сформулировал - Церковь живет на деньги захожан и атеистов. Мол больше всего платят за требы те, кто только ради треб в храм и захаживает. Неужели, пишет он, священник возьмет за венчание деньги с воспитанного им сына духовного? Хитрость миссионера в том, что человек воцерковленный, прихожанин, никогда и не подумает возмутиться по поводу платы, для него это нормально и никакого возмущения не вызовет.
На что идут деньги с треб собираемые да и с лавок церквоных? Ответ очевиден - на содержание Церкви и непосредственно храма, и его клира. Ведь церковь то на земле стоит, и требует земного содержания. И зарплату священникам платить надо и храм ремонтировать.
Конечно, есть страны, где все по другому - вот в Германии люди платят налог в пользу Церкви тамошней и Церковь на тот налог живет, но попробуй заикнись у нас о таком! Какой вой атеисты подымут.
Так что если мы хотим, чтобы на нашей земле стояли храмы, и было кому в них служить, то надо и оплачивать земное бытие Церкви.
Могут возразить - Как это кошелек между человеком и Богом становится?
Ответ - не становится. Не в том дело, что Церковь за что-то берет деньги, а в том, что за главное она денег не берет никогда. Никогда не берут деньги за совершение службы, за исповедь, за причастие. Священник едет среди ночи исповедать и причастить тяжелобольного и не спрашивает о плате, потому что
это его долг.
Можно ни копейки не заплатить в храме и при этом никто не лишит главного - Причастия Святых Тайн - Полного Богообщения.
Вот эту разницу и надо понимать - есть вещи за которые Церковь никогда не берет деньги, и это главные вещи в ее деятельности, которые составляют смысл ее существования здесь.
Не тогда храм святость теряет, когда в нем лавка в углу иконами и кагором торгует, а тогда когда служба в нем идти перестает.
Так что, не надо смущаться денежными отношениями внутри церковной ограды. Воспринимать надо их как должное, не главное в жизни христианской, но просто присутствующее в ней.
А.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments