Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

Записки захожанина. Часть 4. На то и служба....

Захожанин потому и захожанин, что периодически заходит в храм. А о том, что внутри храма происходит тоже рассказывают немало мифов и легенд - народу много непротолкнешься, сидеть нельзя, а стоять тяжело, что-то поют вроде красиво, но не понятно, в общем вывод - идешь в храм, чтобы откровение от Бога услышать, а тут давка какая-то.... (не забудем уже описанных нами бабушек и торговлю свечками)

Нужно отметить, что действительно все описанное в мифе имеет место быть. Но мы знаем, что проблема между человеком и неким феноменом складывается из двух частей - самого явления и отношения человека к нему. В данном вопросе именно отношение к происходящему и подпитывает негативную мифологию. И мы постараемся это доказать.
Начнем по порядку. В храме много народа, не протолкнуться. И верно, стоит заглянуть в почти любой столичный храм в воскресение на позднюю Литургию, то людей там много, куда больше чем "положено по проекту храма". Неудивительно - 70 лет большевисткого владычества храмы только сносили, а народ из деревень в города окончательно перебрался... вот и идут жители в маленькие храмы построенные некогда в подмосковных селах....
Впрочем, попасть в храм когда он не переполнен достаточно просто - для этого достаточно прийти в него... не в воскресение! Скажем в будний день. И все станет на свои места. Эко загнул скажут - в будний. В будний день потому и нет никого, что все работают... Но, положа руку на сердце, часто ли мы, захожане, заходим в храм? От силы раз в месяц..... увы. А раз в месяц можно и задержаться. Впрочем, есть и еще один способ - для него нужно всего лишь встать пораньше. Дело в том, что в воскресение во многих московских храмах служится не одна, а целых две Литургии - ранняя и поздняя. Поздняя - это та самая служба в переполненном храме, начинатся после 9 часов утра. А вот ранняя... ранняя начинается около 7 часов. И людей на ней куда как меньше.. Не то чтобы пустой храм, нет он полон, но полон в меру. Примерно так как рассчитан был при постройке....
Иной скажет - хороши советы, но что делать коли всем им последуют? Тогда и на раннюю не протолкнешься... А выход есть - строить новые храмы, для чего нужно перестать быть "захожанином" и стать куда более воцерковленным человеком. Впрочем, это уже отдельная тема....
Пока же отметим, что если правильно выбрать время посещения храма первая проблема почти полностью снимается...
Итак, мы попали в храм. Там идет служба. Священник слова говорит некие, хор поет нечто, люди стоят крестятся. Ничего захожанину не понятно - когда креститься, о чем речь идет? Ясно, что происходит нечто важное, но что????
Добро бы еще по-русски пели да говорили, а то ведь на непонятном языке каком-то...
А еще служба, оказывается долгая! Целых два часа идет! И если поначалу наш захожанин еще пытался что-то осилить, то потом думает об одном - "скорей бы сие кончилось!, чего они там тянут???".... А присесть то как хочется! А память услужливо подсказывает, а вот у католиков скамейки стоят, а то и креслица со спинками - вот там как славно сидеть! Как в концертном зале прямо....
"Плохое Православие! вот католики по-людски к людям относятся!" - это подлинные слова некой захожанки после посещения храма и рассказа о том, как там в церкви все неудобно и плохо....

И вот тут мы должны задать себе вопрос - а зачем мы ходим в храм? И ответить - "на службу". Да, именно на службу! А кто сказал, что служить легко? При этом надо понимать, что церковная служба - это не театр одного актера (священника) с мирянами в роли зрителей. Да, священник может служить службу и один в пустом храме, но люди присутствующие на службе - они не зрители, не потребители, а также участники в действе. Говорят в древние времена никакого хора в храмах не было - молитвы хора пели (или говорили) прихожане. Потом для красоты службы решили выделять умеющих прихожан и поручать петь молитвы именно им, что кстати, не означает, что остальные должны молчать. Прихожане должны тихо без голоса молится вместе с хором. Это кажется странным нам, избалованным прекрасными хорами московских или крупных городских храмов, но загляните на службу в сельскую церковь - там хор состоит из трех, четырех бабушек которые знают тексты и напевы.
Отношение к богослужению как к службе сразу снимает множество захожанских вопросов из серии "почему?" Потому что, так положено. Представьте себе солдата который на команду прапорщика "с левой ноги шагом...." задаст вопрос - а почему с левой? ПОчему, почему - в уставе написано так. Между тем у Церкви есть свой устав. Так и называется Устав богослужебный где все прописано, что и как надлежит делать. Конечно, мы не на плацу и вопрос почему? уместен, но ведь и ответы на него есть только вот чтобы найти их надо весьма много знать и из богословия и из литургики и из истории Церкви... вся информация совершенно не секретна, но не проста зело....
Отсюда же и вопрос о стоянии - в обще-то наша Церковь не считает стояние принципиальным вопросом, если кто немощен - и посидеть можно. В иных храмах и лавочки вдоль стен для такого случая стоят. А иные бабушки и стульчики раскладные приносят. Но задайте себе вопрос - Вы действительно не способны выстоять два часа на ногах? Если действительно состояние Вашего здоровья не позволяет - отчего не принести стульчик? Приносите....
Тяжело стоять не в физическом смысле, а в том, что смысла не понимаем - но опять тут надо вспомнить, что мы на службе. И пришли не смотреть, а участвовать. Но как участвовать в том, смысла чего не понимаешь? А кто мешает понять? Никто. Сейчас, слава Богу, не совдеп на дворе, литературы всякой разной много, где просто и толково изложена сущность происходящего на Литургии. Ознакомление даже с детским учебником Закона Божия существенно расширяет понимание того, что происходит в храме. Конечно, запомнить все что там написано захожанину нереально, но понимание основных вещей приходит.
Само отношение к посещению храма как к службе уже меняет многое в оценке происходящего. Иные ходят на службу с молитвословом в котором пропечатаны все молитвы и во время службы следят по нему. Это говорят весьма полезно, но это уже не захожанской уровень а малость повыше...
Скажем несколько слов и о языке. Не будем касаться причин почему в Церкви во время богослужения используется церковно-славянской язык, а не русский - на эту тему целые статьи написаны. Отметим лишь, что "непонятность" языка богослужения - вещь надуманная. Взяв в руки молитвослов и посмотрев на молитвы пусть и на ЦСЯ довольно быстро понимаешь их смысл. Для сего нужно просто внимательно вчитаться. С другой стороны, человек не знакомый со службой не поймет ее и на русском - попробуйте на слух понять слова незнакомой вам оперной арии.
Отношение к службе зависит и от такой вещи как положение в храме. Когда иной захожанин заходит в храм, то справедливо осознавая свое духовное ничтожество стремиться расположиться около дверей, естественно оказывается у всех на дороге и его постоянно толкают. Службе сие не способствует.
Впрочем, после трех, четырех посещений храма приходит понимание, что в храме существуют свои людские потоки, между которыми находятся "островки спокойствия" Это потоки на вход и выход, очередь на Исповедь и Причастие (о сих Таинствах напишу позже особо)небольшой поток у свечного ящика и стола для записок и компактная очередь у лавки. Достаточно прийти в храм пораньше, хотя бы за 15 минут до начала службы и можно спокойно стать так, чтобы и нас никто не толкал и мы не светились со своими захожанскими физиономиями. Говорят в иных храмах прихожане имеют свои особые места и болезненно реагируют когда их занимают захожане. Сам никогда такого не видел, но если такое и есть, то надо понимать, что прихожане тут главнее нас и им надо уступать без спору....

В заключение хочу сказать следующее - мы захожане в храм ходим куда реже, чем надо, и каждый такой поход для нас - это пусть и маленькая но победа добродетели над равнодушием. Понятно кому это не нравится. И кто насылает на нас все эти помыслы - от лукавого они. И относится к ним надо соответствующе. Говорят, если ходить на службу регулярно, стать прихожанином, то почти все упомянутые нами проблемы исчезают....

А.
Subscribe

  • Вспоминая апрель

    Небольшое дорожное видео А.

  • Ржевская дорога

    9 мая можно отмечать по-разному. У нас сложился обычай в этот день садиться в автомобиль и отправляться подальше от шумных улиц и праздничных…

  • Куликово поле. Туда и обратно

    Съездил в выходные на Куликово поле. Почему-то решил собрать вместо фото видео отчет о поездке, который и предлагаю вниманию читателей Урядника.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments