Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Заметки захожанина 5. Дети и быт.

Семейный захожанин чаще всего ходит в храм с детьми. И это часто вызывает вопросы – «детей зачем тащите? Они же ничего не понимают в духоту ….»

Тут и правозащитник вылезет с тезисом коварным – мол, родители с детства забивают голову ребенка религиозной пропагандой. Религия же – личное дело каждого, вот дорастет до 14 – 16 – 18 лет – сам выберет. Примечательно, что такого же подхода придерживались и большевики – в 30-е годы многих верующих арестовывали за попытки религиозного воспитания собственных детей, что расценивалось большевиками как антисоветская пропаганда. Впрочем, сейчас большевиков нет, а вопрос остается. Зачем же захожане водят детей в храм?
Этот вопрос, на самом деле, скрывает за собой и куда более важный аспект – о сущности самих захожан. Откуда же берутся многолетние захожане и почему они не становятся прихожанами? Для ответа на этот вопрос вспомним о происхождении самих захожан – это люди, которые в конце ХХ века обратились к Богу, к Церкви и вроде как в нее пошли. Пошли да не пришли покамест, так, заходят время от времени. Почему? Что мешает людям, сознательно сделавшим религиозный выбор стать христианами по настоящему?
Но что значит – стать христианином? Это в первую очередь значит верить в Бога, а во, вторую, - жить по христиански. А вот с этим начинаются проблемы. Ибо жить по-христиански всегда было сложно, а после 70 лет большевизма – в особенности. Почему? Да потому что большевики не даром все 70 лет последовательно и упорно выживали все христианское из быта и жизни людей. Сформировали новые безбожные привычки, стереотипы поведения, и сидят эти привычки в нас крепко накрепко и преодолеть их…. Преодолеть их куда сложнее, чем принять волевое усилие уверовать. Ибо это акт одномоментный и осознанный, а вот бытовые привычки – они потому и привычки, что неосознаваемы нами. На автоматизме. Так заведено, так положено, так привычно…. И ломка каждого стереотипа – это процесс долгий сложный, требующий постоянного контроля – чуть расслабился и вот все насмарку…..
Простой пример – мы привыкли, что Воскресение день выходной, значит можно подольше поваляться в постели, или напротив, можно встав, пораньше отправиться куда-то…. Но ведь с православной точки зрения Воскресение – день действительно освобожденный от трудов земных ради того, чтобы посвятить его службе Богу. И начинать его надо встав пораньше идти в церковь на службу…. Уже одно это ломает привычный распорядок дня воскресного…
Конечно, если нудить себя регулярно, то все постепенно входит в привычку и человек начинает жить совсем другой жизнью. Но это если регулярно и неотрывно себя нудить. Многие же захожане столкнувшись с такими трудностями решают – а, ладно, не буду заморачиваться. Все одно христианином настоящим не стать, но буду в храм иногда заходить, глядишь Господь и снизойдет к грехам нашим….
С другой стороны перед глазами захожанина есть и примеры другой жизни. Есть люди (они собственно и образуют костяк прихожан) для которых жизнь по христиански в быту просто, естественно, и привычно. Настолько привычно, что они коль заговоришь с ними и трудностей захожанских не понимают. Почему? Да потому, что в детстве в их семьях не новый год отмечали, а Рождество, потому что не на пикник в Ромашково или Опалиху ихвозили по воскресениям, в церковь водили. Потому что постная кухня для них не новинка из книги кулинарной, а привычность. Потому что оказывается, что не смотря на все 70 лет большевизма были семьи, где не угасла свеча веры. «Бывшие»? Неет, это мы захожане бывшие… а они сохранившиеся и живые наследники старой России. России христианской. И в храме они дома, а не так зашли на минутку….
Вот смотрит захожанин на них и хочется ему, чтобы его дети избежали этих вот его проблем. Чтобы хоть они в храме были как дома. И водит он их в храм почаще. И сам иной раз ходит только «деток причастить», и в воскресную школу отдает и пытается сам хоть что-то понять, чтобы детям суметь ответить…
А дети и впрямь быстро все схватывают. И в церкви, куда их с младенчества причащать носили, чувствуют себя уверенно…..
Ответим теперь правозащитнику. Вот как раз для того, чтобы у ребенка в сознательном возрасте был выбор, и водят его в храм. Чтобы знал он, что помимо жизни атеистической есть и жизнь христианская и опыт той жизни имел. Кстати, далеко не всегда, к сожалению, дети даже и из семей прихожан остаются в Церкви. Есть и среди них те, кто «выбирает свободу», но есть и те, кто возвращается.
А вот если воспитывать ребенка в стороне от Церкви, то он и не узнает, что у него есть выбор. Так и будет ходить накатанным рельсам современного мира….
То что выше написано конечно не ко всем вновь приходящим в Церковь относится – иная сильная, волевая, да восприимчивая к благодати натура придя в храм за месяц жизнь свою меняет на христианскую….
Тут главным-то является христианская жизнь духовная, а не бытовая. Впрочем, о духовной жизни захожан – разговор отдельный будет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments