Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

Заметки захожанина 6. Исповедь...

Причастие Святых Христовых Тайн является главным таинством нашей Церкви. Все прочее – хоть и важно, но обойтись без него можно, а вот без Причастия – никуда… На пути к Причастию стоит Исповедь и вот тут все наше мирское старается нас к этой Исповеди не допустить…

Каких только слухов и мифов об исповеди не ходит! Даже среди захожан, а уж среди атеистов-то…. Чего только не говорят – наслушаешься – страшно станет – и подноготную священник выпытывает и про все поступки надо рассказывать, и наказания строгие налагает и все-все…
А все-таки что же реально происходит на Исповеди? Реально человек рассказывает Богу свои грехи, и просит простить их и получает от Бога при условии искреннего раскаяния конечно, прощение. После чего и к Причастию можно.
Иные говорят – а священник тут для чего? Господь де вездесущь могу и в чистом поле в грехах покаяться Он услышит и простит… Зачем тут священник? Не буду касаться того, как Церковь отвечает на этот вопрос. Ответ есть и найти его не сложно. Но попробуем дать ответ своими словами, с точки зрения захожанина обыкновенного.
Для начала отметим, что исповедь обязательна для всех. Даже сам Патриарх Московский и Всея Руси исповедуется. Да что Патриарх – святые угодники, чью святость люди еще при жизни видели, угодники, которым доводилось и лично Богородицу узреть (такие как Сергий Радонежский к примеру) и те считали нужным исповедоваться священнику.
Значит не в совести человек и не в его нравственном совершенстве дело. А в чем? Может быть в том, что грех с церковной точки зрения – это болезнь. И поражает она душу человека. Т.е. то, чем человек может общаться с Богом напрямую. Допустит ли болезнь собственного уничтожения? Допустит ли компьютерной вирус, контролирующий коммуникации компьютера загрузку антивируса? Грех ослепляет человека и бывает так, что, видя мелкие свои грешки, человек главного-то за ними не видит. Но людям свойственно помогать друг другу и священник и выступает таким помощником в общении человека с Богом. Для священника Исповедь – часть его служения Господу и помогает он людям не просто потому, что добрый человек, а потому что это часть его службы. Как у врача, милиционера, солдата и т.д.
Итак, о чем же говорят на Исповеди? На исповеди человек называет свои грехи. Отмечу именно грехи, а не конкретные действия. Батюшка, как правило, выслушивает, задает вопросы уточняет – цель этих вопросов – не узнать как именно предавался человек блуду, а помочь ему назвать иные грехи, кроме уже названных. Церковь исповедует людей веками, тысячелетиями и на таком материале наработала целые методики как принимать исповедь, батюшек тому специально учат…
Услышав о грехах батюшка, как правило, не налагает наказания церковные – особенно на нас захожан, а дает советы как в будущем такого избежать…
Как исповедаться? Об этом книги написаны толстые и тонкие в любой церковной лавке их множество. А мы тут маленькими захожанскими наблюдениями поделимся.
Для начала грехи свои вспомнить – а их немало. Во вторых стыд преодолеть ибо такие грехи есть, что по меркам нынешнего общества чуть ли не нормой считаются, но самому говорить о них стыдно. Стыдно, а делать нечего. Впрочем, тот стыд если преодолеть его, говорят потом неплохо помогает – как говорил мне один захожанин – только и удерживает от греха, что стыдно потом об этом на исповеди говорить будет.
О наказаниях скажем. Наказать батюшка действительно может. В прямом значении слова «наказать» - т.е. определить некий наказ, обязательный к исполнению. Страшно ли такое наказание? Смотря кому. Самое страшное наказание – отлучение от Причастия на срок некоторый. Для прихожанина – в этом трагедия целая и немалая, для захожанина – повод задуматься, а для атеиста? Так пустяк….
Сама исповедь сильно зависит от того, какой исповеди вы сами хотите. Хотите просто «соблюсти формальность» причаститься перед Пасхой? Тогда надо прийти в Великую субботу на позднюю литургию и протолкавшись сквозь плотно набившихся в храм людей отстояв огромную очередь попасть к батюшке (тут уж не до выбора к какому именно, к какому достоять удалось) и чувствуя за спиной напор огромной очереди торопливо исповедаться. Конечно, батюшка и в этой суете найдет несколько весьма важных для вас слов, но именно, что только несколько слов и найдет – людей то много, и беседовать с каждым нет просто времени. Накроет отпустит грехи и «ради Праздника» позволит причаститься…. Обязательно конечно посоветует прийти потом после праздника для нормальной, не суетной исповеди, но ведь тот совет и мимо ушей пропустить недолго….
Если же хотите исповеди нормальной, вдумчивой, то выбрать время стоит удаленное от праздников (начало поста к примеру) и прийти в храм на раннюю Литургию (или на позднюю но в будний день) вот тогда у священника и время найдется подробно вас выслушать, толком спросить, посоветовать…. Тут и отношения могут завязаться с батюшкой… Другой вариант - исповедаться после вечерней службы, когда людей в храме немного даже в выходной день и опять же у батюшки есть время. Но такая исповедь куда более серьезной подготовки требует.
А подготовка к исповеди требует хоть немного жизнью христианской пожить, а с этим как помним из предыдущего и захожан проблемы есть. Вот потому и исповедуются захожане раза два три в год, как правило, перед большими праздниками….
Так что, ничего в исповеди страшного нет. Если иметь ее внешнюю сторону конечно. С внутренней все куда как сложнее…....
А.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments