Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

Записки захожанина 8. О багаже и борьбе.

Нет, речь пойдет не о чемоданах или сумках, речь идет о том, что мы, захожане, тащим с собой в Церковь и как несенное нами мешает нам при входе...

Как уже отмечалось в предудущих частях заметок. мы захожане, впервые попадаем в Церковь в достаточно сознательном возрасте. И это тоже представляет для нас проблему. Дело в том, что Церковь - структура иерархическая и наше место в самом низу этой иерархии. Говоря высокопарным штилем в воинстве Господа Бога мы - рядовые. Это воспринимается нормально человеком, который ходит в храм с детства. Понятное дело - ребенку свойственно слушаться взрослых, а по мере вырастания ребенок и смысл церковной иерархии понимает и свое место в ней. Но мы приходим в Церковь отнюдь не детьми, а людьми взрослыми, в чем-то уже преуспевшими и вновь оказываться в роли новичков... младших по чину.
Захожанину кажестся что уже совершил великой подвиг и усилие - пришел в Церковь, а тут - а тут люди для которых его подвиг либо вошедшая в жизнь обыденность, либо профессия... И тут у захожанина начинается острый приступ гордыни - да я большой начальник, цельный аспирант ВУЗа, пришел а тут какая-то бабка мне говорит что делать и чего не делать... Тут какой-то священник говорит, что пить не хорошо.... ну уж нет... Вот отсюда и растут корни поисков "продвинутых батюшек", "младостарцев", рассказов о темных бабках... и т.д.
Современный захожанин человек как правило образованный, и эта образованность тоже таит для него опасность. Чем хорошо ребенку? Тем что он церковную жизнь мало того, что постигает с азов, так еще постигает ее не по книгам, а жизненным опытом. Современный же захожанин опыта церковной жизни не имеет, а опыт чтения имеет огромный - он читает и ответы ищет в книгах. Беда в том, что чтение в данном случае - это высшее образование без начального. И почерпнутые из книг знания наш захожанин использует не для того чтобы продвинуться дальше пог пути к Богу, а для того, чтобы оправдать свои мирские привычки и ничего не менять в своей жизни.
Всякому, кто удосужился изучить историю скажем Рок музыки очевидно, что полуязычекие завывания под гром электрофицированных там тамов не совместимы с Православием, но... но есть полочка заставленная заветными дисками, но сколько времени в молодости потрачено на их прослушивание, с этими песнями столько всего связано - и как же от них отказаться? А тут миссионер желая отвлечь молодежь от рок-концертов начинает говорить подобно Апостолу Павлу в Ареопаге - мол неплохо иногда послушать рок-музыку, но... что но наш захожанин не слушает что "но... " как и не "замечает" он того, что речь это обращена не к нему... важно что "батюшка сказал..." И так во всем...
Но на этом иной захожанин не останавливается. Ему кажется, что раз он совершил над собой такое усилие и пришел в Церковь, то как раз его-то в Церкви и не хватало для решения всех проблем сложного бытия современной Церкви. Проблем конечно в первую очередь социальных и политических (другие то захожанину попросту незнакомы) захожанин начинает читать церковную публицистику приходит на инет сайты и ... понеслась нелегкая.
Именно захожане образуют 90% посетителей и спорщиков православных форумов, где делятся на "парти", полусекты - кураевцы, диомидовцы, кирилловцы.... Подозреваю, что почтенные священнослужители и не знают о том, что за ними стоят такие "партии" и идет такая "борьба" сколько в сих виртуальных побоищах переломлено копий... иные полемики напоминают самые яростные события церковной истории, к счастью происходящие в виртуальном пространстве...
Спорят захожане отчаянно, до смертельных обид ... спорят... а в храм по прежнему ходят несколько раз в год... А уж как отчаянно такой захожанин воюет с иноверцами, в первую очередь с католиками, толкиенистами там .. вальдорфцами... уууу почитать страшно.
Иные и спорами в инете не ограничиваются - создают всякие союзы, объединения, лиги...
Как болезнь какая-то просто или прелесть, говоря языком духовным.
У некоторых это проходит, у некоторых нет.
К слову сказать, среди таких "борцов за веру" почти нет прихожан - людей по настоящему церковных (воцерковленных как сейчас модно говорить) иные люди их семей старой закваски о личном религиозном опыте почти не пишут - во-первых, сие для них обыденность, а во-вторых, считается делом личным, интимным в некотором роде о котором кричать урби эт орби не стоит...
Итак ждет захожанина в Церкви с одной стороны желание протащить с собой то, что стоит оставить за порогом, а с другой - желание повоевать побороться - и деятельность и вроде религиозная...
А правильный то путь, как умные люди мне сказывали, совсем тихий и малозаметный как тропинка - и идя по нему ни славы не сыщешь, ни скарб не протащишь...
А.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments