Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

С.-Петербургъ - Монако. Серия 1. Человек с Литейного проспекта

Мы начнем наше повествование с рассказа об удивительном человеке, что жил в России на рубеже XIX - ХХ веков. Ведь без него, без его горячего энтузиазма, отменного умения управлять автомобилем, кипучей энергии ничего бы из описанного нами не случилось. Речь идет о гонщике или как принято говорить сейчас пилоте гоночного Руссо-балта Андрее Платоновиче Нагеле

(ФОто с сайта http://car-history.ru)
Он родился в 1877 году и по происхождению своему был купцом второй гильдии. Окончил Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету и служил определенное время в Министерстве Путей сообщения Российской империи.

Время смены веков - время технического прогресса - паровые суда плавают по всем морям и океанам, сокрушают льды и развивают скорости немыслимые, железные дороги сокращают путь с месяцев до дней, воздушные корабли (пока еще легче воздуха) уже настолько часто появляются в небе, что в 19 ноября 1891 году российские пограничники получают приказ обеспечить безопасность воздушных рубежей империи.
В 1886 году сделал свои первые шаги автомобиль, а 1894 первое авто собственной конструкции появляется и в России. Наш герой не мог остаться в стороне от всего этого. В 1898 году он принимает участие в первой в России "Гонке моторов"... Андрей Платонович получает наследство, оставляет государственную службу и целиком отдается любимому увлечению в котором раскрылись его таланты организатора, публициста, автогонщика....
В 1900 г. Андрей Платонович стал редактором-издателем журнала «Спорт», а с 1902 г. – первого в России специализированного иллюстрированного журнала «Автомобиль», который до 1917 г. был ведущим периодическим изданием по автомобильному и мотоциклетному спорту.
Как редактор и издатель А.П. Нагель в разное время принимал участие в выходе в свет журналов: «Автомобильная жизнь» (1908, 1913-1914 гг.), «Двигатель» (1908-1913 гг.), «Автомобильная жизнь и спорт» (1909 г.), «Аэро и автомобильная жизнь» (1910-1914 гг.), ставших организационными центрами печати, способствующими сплочению и активной спортивной деятельности русских автомотоспортсменов. Он был среди основателей 24 ноября 1902 г. одного из первых русских автомобильных клубов – Санкт-Петербургского Автомобильного клуба (СПАК), инициатором создания 15 мая 1904 г. Российского Автомобильного Общества (РАО), в составе которого оставался на протяжении всего времени (до 1917 г.), являясь членом технической и гоночной комиссий
Андрей Нагель сам активно участвовал в различных соревнованиях по автоспорту, как в популярных гонках на одну версту, так и в дальних российских и международных автопробегах типа ралли.
В августе 1909 г. он – один из организаторов и судей ралли по маршруту Санк-Петербург – Рига и обратно на дистанцию около 1200 км. В июне 1910 г. – участник ралли на Императорский приз по маршруту Санкт-Петербург – Киев – Москва – Санкт-Петербург на дистанцию 3200 км, выступая на одном из первых русских серийных автомобилей «Руссо-Балт» (заводской номер 14), который он впоследствии приобрел.
В конце августа 1910 г. Нагель на «Руссо-Балте» в компании с Е.М. Кузьминым, Н.Н. Галлом, В.А. Зенченко и известным петербургским фотографом В.К. Буллой отправился по странам Западной Европы. За 53 дня они прошли около 12000 верст (12800 км), делая порой «дневные перегоны» по 500 км со средней скоростью 75 км/час. Автомобильная Европа с любопытством посматривала на русских автомобилистов и их машину, а потом зауважала, когда они на русском автомобиле поднялись на вулкан Везувий.
В сентябре 1911 г. А.П. Нагель, выступая в составе команды Императорского российского автомобильного общества (ИРАО), получает первый приз в ралли от Санкт-Петербурга до Севастополя, успешно преодолевая 2086 верст (2225 км), из них около 800 верст по «настоящим русским дорогам», т. е. бездорожью. Причем он дважды проезжает на своем «Руссо-Балте» эту дистанцию, первый раз в июле (по поручению ИРАО) для рекогносцировки трассы.

Настоящим триумфом явилось выступление А.П. Нагеля с В.А. Михайловым в начале 1912 г. на первом международном Монакском ралли (Rallye – Automobile Monaco), которое проводится до сих пор. Об этом, впрочем, мы подробно расскажем в следующих сериях.
В августе 1912 г. Нагель вновь участвует в международном ралли со звездным сбором в г. Сан-Себастьяне (Испания) и вновь добивается успеха. Стартуя в Москве, он проходит 4400 км и получает первый приз – «Кубок выносливости» и второй приз (денежный) за занятое место среди 104 экипажей, стартовавших в заранее установленное время из разных стран Европы.
Летом 1913 г. Нагель А.П. вновь путешествовал по России на «Руссо-Балте», а затем на этом «дедушке русских автомобилей» прошел более 15 тыс. км по дорогам Западной Европы и Северной Африки, где побывал в самых глухих и труднодоступных местах.
Беспрецедентный случай в истории отечественного автомобилизма! За успехи в международных ралли Петербург – Монте-Карло (Монако) Нагель награждается орденом «Святой Анны» III степени, а в дальнейшем, за содействие автомобилизации русской армии в Первой мировой войне – «Святой Анны» II и I степеней и другими орденами.
В 1916 г. Андрей Платонович входил в состав Военно-промышленного комитета по постройке автомобильных заводов в России.
Напомним, что именно тогда было принято решение о строительстве в России 6 автомобильных заводов - в Москве, Рыбинске, Ярославле и Ростове-на-Дону.
Перед революционными событиями 1917 г. в квартире Нагеля на Литейном проспекте, 36, кроме редакции журнала «Автомобиль», разместилось Всероссийское общество мотоциклистов и созданный им в 1902 году Автомобильный клуб.
Судьба Андрей Платоновича после Октярьской революции неизвестна.
Одни говорят, что он еще некоторое время оставался в Петрограде, а затем в 1918 г. эмигрировал, как полагают, во Францию или Швецию, а может быть, в княжество Монако, где у него были дружеские и деловые связи на основе автомобильной деятельности.
Во всяком случае о судьбе Нагеля в эмиграции каких либо достоверных сведений не известно. Кроме разве что даты смерти - 1939 или 1940 год.
Впрочем есть и другая версия - никуда Андрей Платонович не уезжал, а в 1923 году был расстрелян в Петроградской ЧК. Мне почему-то это версия кажется более правдоподобной - только она и может объяснить молчание источников о жизни Нагеля после революции - столь яркий и деятельный человек как он наверняка бы проявил себя в эмиграции, тем более что был весьма известной личностью в международных автомобильных кругах....
Вместе с Андреем Платоновичем в огне революционных бурь сгинул и его верный Руссо-балт №14 с кузовом специально разработанным для дальних путешествий, безаварийно прошедший более 80 тыс верст по дорогам России, Европы и Африки...

В одной из статей в интернете мне встретилось упоминание, что в Санкт-Петербурге по адресу Литейный проспект д. 36 в квартире №3 (бывшей квартире Нагеля) открылся Музей автомобилизма России, но каких-либо других следов этого музея ни в путеводителе по Питеру, ни в инете о сем музее никаких иных упоминаний не нашел, может кто из питерских читателей "урядника" просветит нас об этом?
А.
Tags: История старой России, моторъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments