Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

"С.-Петербургъ - Монако" Серия 2. Авто.

Триумф в Монте-карло 1912 года был триуфом двойным - российских автогонщиков и российского автомобиля. Сейчас уже многие знают о том, что был в начале ХХ века в России завод, который выпускал превосходную продукцию на самом острие тогдашнего уровня технического прогресса. Это был Русско-балтийский вагонный завод предприятия которого располагались в Риге, Петербурге и ряде других городов Российской империи. Продукция РБВЗ отличалась высоким качеством достаточно сказать, что завод дважды добивался почетного права ставить на своей продукции государственный герб России - Двуглавого орла, - что позволялось только предприятиям Выпускающим продукцию превосходного качества. Именно поэтому русский орел гордо расправлял крылья восседая на крышке радиатора каждого серийного руссо-балта.
Впрочем, о РБВЗ говорить можно долго. Нас же интересует главный неодушевленный герой нашего сериала - спортивный автомобиль Руссо-балт С24-55.


(Руссо-балт С24-55 за день до старта во дворе СТО РБВЗ в Санкт-Петербурге. Фото с сайта http://carhiv.narod.ru)
Руководство отдела автомобилей РБВЗ хорошо понимало, что успех их деятельности во многом зависит от внимания публики к их продукции, от того, что в наши дни называется маркетингом, рекламой. А что может быть лучше рекламой автомобилю, как не участие и победы в автомобильных состязаниях, или как их тогда называли пробегах?

Именно поэтому все время своего существования фирма уделяла большое внимание созданию гоночных автомобилей. Достаточно сказать, что самый первый серийный руссо-балт уже через несколько месяцев полсе выпуска принял участие в ралли Петербург - Рига - Петербург и занял в них 4-е место среди 23-х частников, выступавших на лучших зарубежных автомобилях. Причем, поскольку автомобиль финишировал без штрафных очков, то гонщик (а им был главный конструктор Руссо-балта Ж. Поттера) был награжден золотой медалью. Примечательно, что этот успех был достигнут на обычном серийном автомобиле.
Однако, руководства завода хорошо понимало - для побед на гоночных трассах нужна специальная техника. Поэтому на серийном руссо-балте модели С24-30 (шасси №9 III серия) были начаты специальные работы по превращению его в гоночный снаряд. Мощности серийного 30-ти сильного двигателя для гонок было многовато, и перед конструкторами РБВЗ стала задача повышения этого параметра.
Автомобилестроение находилось тогда еще в младеньческом состоянии. Констуркторы автомобилей тогда еще не знали, что, изменив фазы газораспределения и установив опережение открытия впускного клапана можно ощутимо повысить мощность и частотут вращения коленвала двигателя. Мощность повышали увеличением объема двигателя - так самый быстроходный автомобиль той эпохи, знаменитый Бенц Блитцен имел двигатель объемом 21 л. !
По спортивной классификации, принятой тогда в России, "Руссо-балт" модели С24-30 попадал в III категорию, которая объединяла автомобили с диаметром цилиндров не более 110 мм. А у него этот размер составлял всего 105 мм, что не позволяло полностью использовать возможности, предоставляемые классификацией. Поэтому цилиндры расточили до 106-мм, применили коленчатый вал с более длинным ходом поршны. В итоге рабочий объем двигателя вырос до 4939 см*3 Степень сжатия подняли с 4,0 до 4,7 единицы, изменили выпускную систему, поставив перед глушителем клапан свободного выпуска, внесли ряд других доработок и в итоге получили двигатель мощностью 50 л.с. при 1500 об/мин.
Для автомобиля изготовили новый редуктор заднего моста, значение передаточного числа которого по расчетам Л. Шугурова составляло 2,3 - 2,4. На машину поставили легкий двуместный кузов с дополнительным бензобаком, упрощенные крылья, и электрические облегченные фары.
По некоторым сведениям гоночный руссо-балт был впервые в России оборудован 4-хступенчатой коробкой передач (серийные руссо-балты модели С получили ее в 1913 году).
Боевое крещение новой машины состоялось 24 мая 1911 года на верстовой гонке со стартом с хода на Волховском шоссе под Петербургом Вел машину заводской гонщик Иван Иванович Иванов. Средняя скорость машины оказалась несколько ниже ожидаемой - 91,5 км/ч (напомним, что потолок серийных руссо-балтов модели С был около 75 - 80 км/ч), но уже 7 июня того же года на гонках в Риге он выиграл первый приз показав скорость 105 км/ч.
Осенью 1911 года эта машина привлекла внимание А.П. Нагеля, который только что отличился выступая на собственном руссо-балте в ралли Санкт-Петербург - Севастополь. Именно он предложил руководству завода принять участие в намеченных на начало 1912 года ралли Монте-карло.
Началась подготовка автомобиля. Главные изменения коснулись двигателя. Руководство технического отдела РБВЗ пошло на нетривиальный для того времени шаг заменив стальные поршни в моторе алюминиевыми, изготовленными на заводе давнего партнера РБВЗ Федора Георгиевича Калепа. Благодаря "калеповским поршням" степень сжатия двигателя повысилась до 5,5 единиц, что дало в итоге мощность в 55 л.с. РБВЗ и раньше применял алюминий в конструкции своих авто - так из этого металла были изготовлены картеры коробок передач на всех руссо-балтах, но с алюминиевыми поршнями эксперементировал впервые.
Отечественный карбюратор РБВЗ уступил место более совершенному французскому "Зениту" все это позволило модернизированной машине развить на испытаниях скорость 113 км/ч.


(на фото - Руссо-балт С24-55 проходит испытания в процессе подготовки к ралли в Монако).
Машину оснастили дополнительным баком, что позволяло ей проходить до 400 верст не тратя времени на дозаправку, на задних несъемных колесах установили дополнительные обода, что позволяло превращать их в двускатные, для повышения проходимости. Электрические фары уступили место более мощным ацетиленовым фарам "Фракония", давашим мощный белый свет (куда там ксенону), капот укрепили специальными стяжными лентами, поставили ветровое стекло и тент. Фирменную косую надпись поперек решетки радиатора "Русско-балтийский" заменили на франкоязчную "Russo-Baltique", на торпедо укрепили эмблему Императорского Российского Автомобильного общества (ИРАО).Колеса обули в русские шины "Колумб" фабрики "Проводникъ" общепризнанного мирового лидера в производстве шин в ту пору. На случай обледенелой дороги взяты цепи для задних колес и лыжи для передних. На фгаштоках в носу машины укреплены флаги России и Монако.
Руссо-балт был готов к старту

На фото мы видим готовый к старту автомобиль. За рулем - Андрей Платонович Нагель, рядом с ним опытный гонщик Вадим Александрович Михайлов. Накануне он сломал руку заводя машину, но не отказался от участия в гонке и вышел на старт с забинтованной рукой. Рядом с машиной - жены гонщиков, провожающие... еще минута и .....
Tags: История старой России, моторъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment