Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

"С.Петербургъ - Монако" Серия 4. Триумфъ

Гонка продолжалась. Уже в 6 утра 19 января Нагель и Михайлов копались около "Руссо-Балта". Заправились "под завязку" бензином, залили масло, проверили и смазали узлы, сняли и решили оставить, как казалось, за ненадобностью (ждали окончания зимы) цепи с задних колес. Встретившийся накануне москвич Капцов, путешествующий с супругой на автомобиле, помог выбраться из запутанных улиц Гейдельберга. Дорога повела на Страсбург.
И опять А. Негель смог вспомнить Россию. Чем ближе к Страсбургу, тем грязнее дорога, напоминавшая петербургскую распутицу. На границе города, чтобы не плутать, подхватили знающего жителя, который быстро доставил их в Эльзас-Лотарингский автоклуб. Там также быстро "проконтролировались" и без отдыха помчались к французской границе.
Немецкую таможню прошли быстро, но затем французский солдат и чиновник в "партикулярном" платье заставили все развязать и показать, чтобы убедиться в "наличии отсутствия" запрещенного на въезде в свободную Францию.

Во Франции вновь стало подмораживать. Нагель забеспокоился, и не зря. После Бельфора французская дорога покрылась льдом, и колеса автомобиля стали пробуксовывать. На одном небольшом подъеме автомобиль снесло к обочине, и пришлось взбираться сбоку дороги по траве. Дальше, разогнавшись на спусках, по инерции удавалось проскочить очередные мелкие подъемы. Но на одном из крутых подъемов этой инерционной силы не хватило, и автомобиль завис, а потом сполз обратно по отполированной ледяной корке дороги. Вот где пришлось от души поругать себя за опрометчиво оставленные цепи в немецком Гейдельберге. Веревки и ремни, которыми обвязывали колеса, рвались. Неужели здесь предстояло финишировать, вдали от Монте-Карло?
Выручила вылазка в ближайшую деревню. Но продать им цепи никто не смог - их не было. Наконец, кто-то посоветовал обратиться к местному виноделу. Он, мол, возит вино на продажу в бочках и обвязывает их цепями, когда везет на телеге. Винодел долго упрямился, но цепи продал. Они очень выручили на обледенелых подъемах.
"Подковали" автомобиль, и "Руссо-Балт" ходко пошел, забыв про гололед. Но беда не приходит одна. Вместе с темнотой вдруг спустился туман, который заставил еще потерять время, чтобы попасть в окутанный молочной пеленой городок Безансон. Уже перед гостиницей Безансона "Руссо-Балт" встал, так как неожиданно кончился бензин, который израсходовали, елозя по гололеду. Пришлось распаковывать запасную емкость с горючим и заправлять автомобиль прежде, чем самим заправиться в ресторане "Черный Кот".
Утром в субботу 20 января снова в путь. Было тепло, туман рассеялся и, двигаясь по дороге вдоль крутого берега реки Дубса, экипаж мог любоваться красотой пейзажа. Цепи с колес сняли, и "Руссо-Балт" освободился от погромыхивающего звука, который вчера был в радость, а сегодня досаждал за ненадобностью.
Быстро проскочили Полиньи, Лон-Ле-Сонье, Бург, Виллар и уже пополудни были в Леоне, где отметились на очередном контрольном пункте в автомобиль-клубе Роны. Здесь русский экипаж "обрадовали", что одна из немецких команд, стартовавших вчера в Берлине, уже прошла контроль в Страсбурге и, возможно, уже на подходе к финишу.
Пришлось срочно увеличивать темп движения. Срочно отъехали и помчались по идеальной ленте национальной дороги № 7, которая нанизывает на себя многочисленные городки: Виенн, Валанс, Ливронн, Монтелимар, Оранж и прочие. Проезд в них на диво становится очень узким, и приходится даже при сбавленном ходе обрызгивать грязью дома и прохожих. Так при бешенной гонке под 100 верст в час в 9 вечера прибыли в Авиньон, где в местном автоклубе быстренько сделали отметки в маршрутной книжке. Тут немного расслабились, узнав, что их соперники Лион еще не проходили. Тем не менее, не испытывая судьбы, в 3 часа ночи отправились на последний перегон.
Борьба становилась напряженнее. Перед самым выездом узнали, что еще один соперник, француз Барбаро Бейтлер на "Берлие-16-32" в 45 л.с., прошел Лионский контроль в 10 часов вечера. Возникла реальная угроза, что Бейтлер может "достать" Нагеля либо в горах Эстерель, либо перед самым финишем. Поэтому пришлось идти слегка "недозволенным темпом".
Накрапывал дождик, дорога грязная, и летевшая грязь из-под колес не радовала окружающих. А их становилось все больше. Проехали Сену, Экс и Бриньоль. В Фрежюсе свернули на горную дорогу и большими зигзагами преодолели перевал и спуск.
В Корнише впервые мелькнуло Средиземное море. Теперь дорога шла мимо живописных скал и субтропической зелени. Хорошим ходом прошли Канны и Ницца.
Наконец добрались до Монако с роскошными домами, арками, надписями и флагами. Вот и набережная Кондамин: вверху – казино, внизу – Монакский залив. Финиш! Русскому экипажу первому достались бурные овации и теплые поздравления. Дистанция 3257 км была преодолена ими за 195 часов 23 минуты со средней скоростью 16,7 км/час. При этом израсходовано 26 пудов бензина (около 600 л, 18 л/100 км).
После финиша Андрей Платонович отправил победную телеграмму в Петербургъ:
"Пришел первым в одиннадцать с половиной. Мотор работает так же, как и при выезде. Шины с петербургским воздухом. Успех огромный. Автомобиль поставлен в особую беседку, украшен флагами."
Лишь спустя 6 часов вторым финишировал экипаж Барбаро Бейтлер, и затем стали прибывать другие участники. Всего из 8 стран финишировали 59 экипажей.
Русскому экипажу был присужден 1-й приз маршрутов, 1-й приз выносливости и 9-й приз по общей классификации подсчет результатов которой был тогда довольно сложным. Следовало уложиться в заданный график движения - это подтверждали отметки, сделанные в путевых карточках на контрольных пунктах. Затем учитывались плюсовые очки за пройденное расстояние, начислялись очки за превышение заданной средней скорости и за количество пассажиров на борту. Помимо этого, жюри выставляло оценки за комфорт машины, за элегантность внешнего вида, за состояние шасси и кузова. Денежное вознаграждение за победу в генеральной классификации (абсолютном зачете) составляло 10 тысяч франков - стоимость небольшого автомобиля.
9-е место конечно не первое, но все-таки можем ли вспомнить случаи, чтобы российский автомобиль входил в десятку лучших автомобилей мира???? Особенно с учетом таких параметров как элегатность, чистота, удобство? Думаю, что другого такого случая для отечественных легковушек и не припомним...
Награждение состоялось у княжеского дворца. На сверкающем "Руссо-Балте" (без цепей на колесах и с опущенным верхом) туда прибыли Нагель в своем традиционном котелке и Михайлов в громадной кепке.
170,44 КБ
(на фото - "Руссо-балт" на церемонии награждения. С сайта http://carhiv.narod.ru/)

Руссо-балт на параде участников Ралли.
.

После объявления результатов, награждений, банкета и официального закрытия ралли в Монако Андрей Нагель и Евгений Михайлов, не спеша прокатились на "Руссо-Балте" еще 1000 верст по югу Франции и Италии. А в Лионе они запаковали машину в ящик и отправились по железной дороге в Санкт-Петербург.

Спортивное достижение русских гонщиков было высоко оценено и на родине. По докладу царю Николаю II вице-президента ИРАО флигель-адъютанта В. Свечина, Андрей Платонович был Высочайше удостоен ордена Святой Анны III степени. Это была первая государственная награда, полученная за спортивные успехи в автомотоспорте.
Со своей стороны ИРАО, желая отметить одержанную А. Нагелем победу, поднесло ему почетный подарок и устроило 23 февраля 1912 года товарищеский обед.

Призы полученные русскими участниками по итогам ралли.

Сам Андрей Платонович считал, что победить ему помогли отменные качества русского автомобиля, в интервью после финиша он сказал:
"В этом исключительном по своим трудностям состязании и только благодаря идеальной работе машины и шин мне удалось прибыть первым в Монако… Уход за машиной ограничивался наливанием бензина и масла и только один раз - в Лионе - доливание воды (2-3 стакана). Ухода за шинами не было никакого - как они все четыре вышли с петербургским воздухом - так с ним же и едут обратно по железной дороге вместе с автомобилем. Мотор за весь путь не дал ни одного перебоя и как при температуре минус 19 по Реомюру и тяжелом бензине, так и при плюс 15 по Реомюру на легком хорошем бензине давал одинаковую мощность, пускался с четверти оборота и работал одинаково ровно при тихом и полном ходе… Честь и слава Русско-Балтийскому вагонному заводу и шинам "Колумб" товарищества "Проводник".

157,72 КБ
(Реклама РБВЗ с рассказом о достижениях в Монте-карло. С сайта http://carhiv.narod.ru/)

Реклама шин "Колумб" товарищества "Проводникъ".

Так закончилась эта гонка. Но наш сериал не окончен! Впереди вас ждут рассказы:
О дальнейшей судьбе автомобиля-победителя
О попытках советских гощиков участвовать в ралли Монте-карло
О том, как на Лазурном берегу хранят память о русском автомобиле и о том как его вспоминают в России.

Так что вновь - продолжение следуетъ.
А.
Tags: История старой России, моторъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments