Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

"С.Петербургъ - Монако" Серия 5. Русский огурецъ

Итак, гонка окончилась, Андрей Платонович Нагель и Вадим Александрович Михайлов вернулись в Петербургъ, где их ждала торжественная встреча. Вернулся и Руссо-балт С24-55, который ждали новые свершения. Машина прописалась на СТО Руссо-балта в Петербурге, где в тот момент сосредоточилась спортивная деятельность фирмы. Главную роль в дальнейшей судьбе машины сыграли инженер Иван Александрович Фрязиновский и заводской водитель испытатель, а также отчаянный гонщик Иван Иванович Иванов.
Уже весной 1912 года чачались работы по превращенимю раллийного руссо-балта в гоночную машину.
8,63 КБ
(И.И.Иванов и И.А.Фрязиновский во время испытаний С24-55 в апреле 1912 года. Фото с сайта http://www.denisovets.narod.ru)
На автомобиле был заменен кузов на бескрыльный, обтекаемый. За характерную форму и зеленую окраску преображенный автомобиль получил прозвище "Русский огурец".

Обновленная машина развивала скорость до 116 км/ч, на 35 - 40 км/ч быстрее серийных руссо-балтов, но для побед в гонках этого было уже недостаточно.
Поэтому в конце 1912 года очередной модернизации подвергся двигатель автомобиля - на нем поставили алюминиевые поршни новой конструкции, изменили выпускную систему, снабдив ее еще более коротки патрубками, едва выступающими из под капота, подняв тем самым мощность до 58 л.с. Чтобы уменьшить сопротивление воздухау выступающих вниз частей двигателя поставили поддон, а перед радиатором - клинообразный "рассекатель воздуха". Тяжелые деревянные колеса заменили на легкие типа "Рудж-Витворт" с проволочными спицами. Вмето внедорожной резины "Колумбъ" появилась новая, также отечественная но с гладким протектором и размером 880 на 120. На испытаниях машина показала скорость 128 км/ч, что давало все основания рассчитывать на успех.
И он настал 28 мая 1913 года когда обновленный Руссо-балт промчался верстовую гонку со стратом с хода показав скорость 129,744 км/ч поставив новый всероссийский рекорд!Примечательно, что автомобили отечественного производства смогли побить это достижение только в 1938 году!!!
9 июня 1913 года были назначены первые российские гонки по кругу. Трасса соревнований проходила под Петербургом по Волконскому шоссе через станции Александровская и Красное село, далее по Лиговскому шоссе. Один круг - это 37 верст, а вся дистанция гонки 276,3 км. складывалсь из семи кругов.
В гонке готовились принять участие 19 спортсменов, включая известнейших гонщиков того времени - бельгийцев Рене Нотомба и Франсуа Донье, итальянца Луиджи Риетти, француза Артюра Доре, а таке главного конструктора завода "Испано-Сюиза" Марка Биркита. Гонщики управляли лучшими гоночными автомобилями своего времени, мощность двигателя которых достигала 100 л.с.
Именно с ними и готовился состязаться Иван Иванов на гоночном Руссо-балте со стартовым номером 9

(Руссо-балт перед стартом, носовой обтекалтель снят.)
Старт давали по одиночке, с минутными интервалами. Иванов ушел на дистанцию соответственно стартовому номеру - девятым. Первый круг он закончил четвертым, проигрывая Г.Суворину, А.Слупскому и Гиссеру. На втором круге пошел дождь и Иванов вытеснил Гиссера с третьго места, хотя "Бенц" его соперника по скорости не уступал Руссо-балту.
На третьем круге не смотря на ливень Иванов по прежнему третий, но теперь он проишрывает идущему на втором месте А.Слупскому не 55, а 48 секунд.
На четвертом круге Иванов потерял много времени на контрольном пункте из-за ошибки судьи и откатился на 4-е место. Между ним и А.Слупским вклинился Р. Нотомб.
Вскоре А.Слупский сошел с трассы из-за перегрева двигателя. Впереди шел Г.Суворин, за ним Рене Нотомб и с отстванием всего в 21 секунду Иванов. На пятом круге "руссо-балт" показывает абсолютно лучшее время, на шестом переместился на второе место, выигнрывая у бельгийца уже более 2 минут, от Суворина Иванова отделяли 5 минут 10 секунд, на седьмом круге Руссо-балт проигрывал лидеру только 2 минуты 52 секунды, но.... но "Бенц" Суворина уже пересек финишную черту и русский автомобиль оказался вторым.
155,38 КБ
Команда Руссо-балта после гонок 9 июня 1913 года во дворе СТО РБВЗ в Петербурге. За рулем машины - Иван Иванович Иванов, на капоте стоит кубок за 2-е место в гонке.
(фото с сайта http://carhiv.narod.ru/)
Зимой 1913 - 1914 года автомобиль снова был модернизирован. Диаметр цилиндров двигателя увеличили до 107 мм, что позволило добиться мощности 60 л.с. Машина получила новй кузов, с узким длинным хвостом и новый двойной клиновидны радиатор.
21,12 КБ
(Модернизированный Руссо-балт С24-60 на испытаниях в мае 1914 года. За рулем - И.И. Иванов Фото с сайта http://www.denisovets.narod.ru)
1 июня обновленная машина вышла на старт гонок на "Большой приз Петербурга", но...увы из-за заклинившего клапана сошла с дистанции на первом же крге. А победителем стал немец Вилли Шолль на 200 сильном гоночном "Бенце"
Кстати, именно эти автогонки могли видеть телезритекли в первой серии фильма "Гибель Империи", хотя машины в кино снимались более позднего времени.

Это были последние гонки Российской империи - началсь Первая мировая война...
По сведениям Л. Шугурова гоночный руссо-балт превратили в обычную машину сменив ей кузов и двигатель и передали военному ведомству.
Такой конец знаменитого автомобиля представляется тем не менее сомнительным. Зачем же руководство РБВЗ, располагая изрядным заделом шасси и двигателей (их хватило даже на выпуск 1918 года) своими руками ликвидировало бы свой лучший гоночный автомобиль? Тем более, что другие гоночные руссо-балты (модели К12-30) благополучно пережили войну и принимали участие в автомобильных гонках в 20-е годы. Скорее всего, погубила легендарный автомбиль не война, а революция. Вот когда "грабили награбленное", "Национализировали все подряд" тогда и завершилась в безвестности история легендарной машины...
Впрочем, есть и более романтическая версия. В свое время Л,Шугурову сообщили что в автомобильном клубе Монако, на почетном месте стоит ... тот самый руссо-балт, что с таким триумфом финишировал в ралли 1912 года. Проверка показала, что в Монако находится не подлинный руссо-балт а лишь макет оного (о нем - в последней серии нашего сериала), но на форумах коллекционеров автостарины периодически всплывают слухи о некоем руссо-балте находящемся во Франции.... Там же, куда по одной из версий эмигрировал и Андрей Платонович Нагель... Воображение рисует лихую версию - Нагель бежит из совдепии на гоночном руссо-балте фактически повторяя маршрут своего ралли 1912 года - через объятую пожаром борьбы с большевизмом и революцией восточную европу мчится русский автомобиль.... Снимай бы я настоящий сериал - непременно бы включил эту версию в сюжет...
Но это лишь версия. Легендарный автомобиль, победитель ралли Монте-карло 1912 и российских гонок исчез со страниц истории в годы революционного лихолетья....
Tags: История старой России, моторъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments