И даже советские гонщики выступая на ралли в Монте-карло ни словом ни обмолвились о том, что был у них предшественник....
Но нашлись люди, которым отечественная история оказалась важнее политических установок. Более 40 лет собирал материалы об автомобилях РБВЗ видный деятель отечественного автоспорта, конструктор гоночных автомобилей, журналист и писатель Лев Шугуров... Его "Погоня за Руссо-балтом" продолжалась долгие годы и выходом из печати одноименной книги (М.2004) не закончена..
Из этой книги, которая является подлинной энциклопедией автомобилей РБВЗ, мы узнаем и как сохранилась память о раллийном успехе руссо-балта в далекой южной стране.
Как-то Льву Михайловичу рассказали, что в Монако, в ресторане автомобильного клуба находится еще один Руссо-балт причем именно тот самый, который участвовалв монаксом ралли 1912 года. Вскоре удалось раздобыть и фотографии этой... но не машины, а лишь макета.
Действительно в ресторане автомобильного клуба Монако стоит макет, а вернее диарамма (как говорят моделисты) в натуральную величину - Руссо-балт С24-55 мчится сквозь заснеженный ельник. Очевидно, что прототипом для диараммы послужила фотография (мы публиковали ее в одной из предыдущих серий) на которой был изображен автомобиль А.П. Нагеля в снегах между Псковом и Ригой. На фотографии невидно многих деталей поэтому в макете они неверны - прямая передняя ось вместо изогнутой, левый руль, вместо правого, отсутствует косая надпись и двуглавый орел на радиаторе... Но зато точно воспроизведен чехол запасного колеса с надписью "Проводникъ", на торпедо автомобиля закреплена эмблема ИРАО, на подножках - характерный трехсекционный ацетиленовый генератор и цилиндрическая сирена....
Из всех автомобилей, участников ралли 1912 года такого памятника удостоился только "Руссо-балт".... В Монако о нем помнят....
Но не забыли его и в России. В 2004 году группа российских энтузиастов на антикварных автомобилях совершила пробег по маршруту Москва - Санкт-Петербург - Монако в память о спортивном успехе Руссо-балта. Подробнее об этом примечательном пробеге можно почитать тут:
http://pyccobalt.ru/index1.php?
Будем надееятся, что память о замечательном спортивном достижении лучшего автомобиля Российской Империи не умрет и дальше. Что 100-летие легендарного пробега будет как-нибудь отмечено нашей автомобильной общественностью, что появится в России памятник Андрею Платоновичу Нагелю....
Вот и подоршел к концу наш сериал. И закончим мы его на полумистической ноте...
... Светят фары, потрескивает на левой подножке ацетиленовый генератор, шины "колумбъ" надежно удерживают автомобиль на шоссе, уверенно держит пятеспицевой руль Андрей Платонович Нагель....
И если Вы увидитите в зеркале заднего вида характерный белый свет ацетиленовых фар (его не спутаешь ни с галогеном, ни с ксеноном), услышите рев "прямого выхлопа", возьмите правее и пропустите вперед все еще мчащийся по ночным дорогам зимней России легендарный автомобиль... И Ваш приветственный гудок вслед слабому пятнышку керосинового фонаря не будет лишним....
КОНЕЦЪ