Во-вторых, и в этом есть своего рода особенность произведений Шмелева, в описании бытия старой России.
Эко дело - скажет иной - возьми любую книгу, написанную до 1917 года и впитывай те реалии. Казалось бы все просто. Просто, да не все. Дело в том, что книги написанные для современников многие вещи именно из числа бытописания, обычаев просто пропускают. Потому что современному читателю (а автор рассчитывает прежде всего на него) это и так знакомо и описание бытия вызовет у него раздражение. Поэтому, даже если автор и пишет с "фотографической точностью" (как например, Бобрыкин) он все одно о многом умалчивает....
Шмелев же писал свои произведения в эмиграции. Т.е. с одной стороны, его читателями были люди хорошо знающие реалии старой России и это обязывыло автора быть достоверным и не преукрашать действительность, а с другой - новое поколение эмигрантов, которым об этой старой России надо было рассказать и рассказать подробно.
И автор уделяет этому изрядное внимание. Вот потому и "Лето Господне" и "Богомолье" и даже "Пути небесные" насыщенны тонкой и точно описанной жизнью старой императорской России. Конечно, это книги о другом, и описание старой России в них лишь фон. Но фон прописанный с тщательностью фотографической и с расчетом, что будут его рассматривать внимательно....
А.