Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Сериалъ "Русские броненосцы" Серия 1. "Петр Великий"



Времена правления государя Освободителя Александра II были не лучшим временем для отечественного флота. Техническая революция, произошедшая в мире и приведшая к появлению парового, железного и броненосного флотов требовала радикального перевооружения, фактически полной смены корабельного состава флота. Происходила смена типа корабля "владыки морей" на смену парусному трехдеечному линкору приходил новый корабль - броненосец.
Флоты мира стремительно меняли облик....

Предыстория создания
А что в России? В России во главе Морского ведомства стал один из младших сыновей Николая I Великий Князь Константин Николаевич. Он слыл в общественном мнении либералом и был одним из ревностных сторонников всяческих преобразований в обществе. В вверенном ему ведомстве он также провел ряд преобразований (специалисты до сих пор спорят к добру они послужили или к худу) жизнь вел глубоко безнравственную на что старший брат закрывал глаза, а вот племянник взойдя на трон, не закрыл, и уволил престарелого дядю в отставку.

Поскольку в стране шли грандиозные социальные преобразования, строились железные дороги, развивалась инфраструктура денег в казне все время не хватало, а на такой дорогостоящий вид вооруженных сил как флот - тем более. Построить мощный сбалансированный флот, способный бороться за господство на море средств не было, поэтому в Адмиралтействе озаботились поисками "ассиметричного ответа" на английское морское могущество. Ответом на нее стала концепция "крейсерской войны" - суть ее сводилась к следующему - в случае обострения отношений с великой морской державой (читай - Великобританией) Российский флот должен был поразить супостата в наиболее уязвимое место - протяженные морские коммуникации. В то время каждое второе судно в мире плавало под британским флагом, а потому добычи в океанах было много. Соответственно с этим адмиралтейство развернуло строительство относительно недорогих деревянных паровых крейсеров. Поскольку в способностях Роял Нэви блокировать в случае войны балтийское море никто не сомневался, то русское командование старалось держать как можно больше кораблей в открытом океане. Это была великая эпоха дальних походов. Не отдельные экспедиционные корабли, но целые крейсерские эскадры вышли на морские просторы. Клиппера, корветы, фрегаты под андреевским флагом бесстрашно бороздили просторы морей, изучали дальневосточное побережье империи, заходили в Нагасаки, Сан Франциско Гонконг, Гаваи...да что там говорить - возьмите Станюковича "Вокруг света на Коршуне" и окунитесь в атмосферу океанских рейдов....
С другой стороны, адмиралтейство хорошо помнило грозные годы крымской войны и появление английского флота у фортов Кронштадта. Поэтому второй задачей было создание мощного флота береговой обороны, способного обеспечить непосредственное прикрытие морских рубежей империи. Это направление нам особенно интересно, ибо в рамках него в России начали создавать броненосные корабли. Сперва это были однобашенные мониторы, построенные по американскому образцу, потом двухбашенные мониторы "Смерчь" , "Чародейка" и печально известная "Русалка", потом грозного вида трехбашеные фрегаты.... Вместе с развитием минного оружия эти корабли - грозные бронированные пловучие форты давали надежную защиту берегам империи....
Строя мониторы, башенные фрегаты русские судостроители приобретали ценный опыт постройки броненосных кораблей..
На пересечении двух направлений крейсерского и мониторного и родился первый русский броненосец...

Зачем он стал нужен? Дело в том. что "владычица морей" не испытывая недостатка в средствах, уверенно строила мощный океанский броненосный флот. На смену трехдеечным гигантам эпохи Нельсона приходили новые корабли. Они были разного типа, конструкций, различались способами установки вооружения, системами бронирования, но одно было схожим - бронирование, хорошая мореходность и мощная артиллерия. Встреча с таким кораблем не осталяла русскому крейсеру или даже эскадре оных ни малейших шансов не только на победу, но и на спасения,так как такие гиганты как "Александра" или "Беллорофон" превосходили многие русские корветы в скорости хода под парами.
Не могли выдержать столкновения с ними и строившиеся в то время русские броненосные крейсера - броненосные фрегаты.
Нужно было новое решение. Доктрина крейсерской войны в своем логическом завершении потребовала создания полноценного мореходного броненосного корабля.

Отец родной

Редко когда у коробля есть один автор. Создание боевого корабля и в те далекие годы было дело коллективным, требующим труда многих умов, но "Петр великий" и тут стал исключением. Впрочем, Петром великим он тогда не был. В 1865 году известны апологет теории крейсерской войны, многолетний командующий русской крейсерской эскадрой в Тихом Океане вице-адмирал Андрей Александрович Попов выступил с идей создания невиданного доселе корабля - "монитора-крейсера".
Суть его предложений сводилась к созданию нового мореходного типа монитора с сильным бронированием и сильнейшим вооружением. Этот корабль должен был сочетать в себе боевую устойчивость и мощь монитора с мореходностью океанского корабля.
Для решения сей сложной задачи Попов предложил добавить к традиционному бронрованию мониторов второй ряд плит, образующих мощный бруствер, внутри которого разместить бронированные башни с пушками. Такая схема позволяла получить корабль обладающий с одной стороны, мощным бронированием, с другой - достаточно высоким надводным бортом, необходимом для океанского плавания.
Под проект адмирала Попов Морское министерство объявило в 1867 году конкурс на создание проекта мореходного монитора, в котором представленый его превосходительством проект занял первое место. Не смотря на исчерпанность морского бюджета генерал-адмирал лично испросил высочайшее разрешение начать немедленную постройку корабля. Строителями назначили корабельных инженеров М.М. Окунева и А.Е. Леонтьева.
Любопытно, что почти одновременно корабль подобного типа заложили и в английском флоте - 1868 году небольшой монитор "Церберус", а потом в мае 1869 и полноценный броненосец "Девастейшн".
Одновременность закладки весьма схожих по конструкции русского и британского кораблей наводит на некоторые мысли. Впрочем, надо учесть, что свой проект адмирал Попов составил после длительного изучения кораблестроения Великобритании и других европейский стран, кроме того русского адмирала связывали дружеские отношения с главным конструктором британского флота Э. Ридом.....

Строительство
Корабль был заложен в 1869 году в Петербурге на верфи "Галерного островка". Постройка велась отечественными предприятиями с привлечением заграничных контрагентов. Так в Англии были заказаны броневые плиты...
Строительство корабля тормозили как недостаток финасирования, так и сама новизна работы - впервые на русских верфях строился броненосец такой величины. Сказывался недостаток опытных кадров и стиль руководства безусловно талантливого, но склонного к самодурству адмирала Попова. В проект корабля постоянно вносились изменения, даже название в 1872 году было заменено на "Петр Великий" (в честь 200-летия со дня рождения царя-преобразователя), но куда важнее были изменения в конструкции мачт - то хотели поставить толькот одну мачту, то вспоминали о "крейсерском" назначении корабля и пытались поставить полное парусное вооружение, артиллерии - первоначально на корабль планировали поставить 508-мм гладкоствольные пушки (чем не царь-пушка?), потом рассматривался вариант с 280-мм, а остановились в итоге на 305-мм орудиях образца 1867 года....
В итоге корабль строился очень долго. Спущен на воду он был в 1872 году (всего на год позже "Девастейшена", а вот достраивался на плаву долгих шесть лет и вступил в строй только в 1877 году (судя по всему решающую роль сыграло обострение русско-английских отношений и корабль понадобился в боевом строю.
Испытания корабля выявили ряд существенных недоработок - так машины, изготовленные на заводе Бэрда не выдавали положенной мощности и на мерной миле корабль показал только 12,35 узла, вместо 14 положенных по проекту.
Но исправлять недостаток было некогда, отношения с Англией обострились до предела и новоиспеченный броненосный корабль (специально для Петра Великого в русском флоте был учрежден новый класс бовых кораблей) вместе с обычными мониторами и башенными фрегатами занял место в боевых порядках флота и приготовился к отражению возможной атаки Роял Нэви на Финский залив...
Так началась долгая служба первого русского броненосца.

Технические характеристики
Приведем как это принято краткие технические характеристики нового броненосца:
Водоизмещение 10400 т, длина наибольшая 103,5 м, ширина 19,0 м, углубление 8,3 м. Мощность машинной установки (после замены в 1881 г.) 8250 л. с., скорость хода 14 уз. Бронирование: пояс в средней части 365—297 мм, в оконечностях 254—203 мм, бруствер 365 мм, башни 356 мм. Вооружение: четыре 305-мм орудия с длиной ствола в 20 калибров

В 1878 году на корабле были установлены две 280-мм мортиры - теоретически оружие весьма грозное, если учесть отсутствие на большинстве тогдашних кораблей горизонтального бронирования, но с попать из них в открытом море было весьма затруднительно, поэтому мортиры скоро сняли, а на верхней палубе корабля появились несколько 87-мм скорострельных пушек и 2 381-мм торпедных аппарата.

В начале ХХ века корабль был радикально перестроен, но об этом ниже.

Служба
Итак в 1878 году корабль занял место в боевом строю балтийского флота. Войны по счастьию тогда не случилось, и стрелять кораблю не пришлось. Добавим, что ни разу за всю свою долгую службу "Петр великий" не использовал свое вооружение против врага.

В 1881 году после улучшения отношений с англией броненосец отправился в к берегам туманного альбиона, там русская паровая машина была демонтирована и заменена английской, более компактной и мощной с которой броненосец смог подтвердить проектную скорость.
96,63 КБ
(на фото - "Петр Великий" в Англии в 1881 году. На корабле высокая дымовая труба - так пытались компенсировать недостаточную мощность машин)
Плавание в Англию стало единственным заграничным походом корабля. Больше он не покидал пределов балтики. Технический прогресс быстро ушел вперед и боевые качества корабля заметно снизись. Числящийся с 1892 года Эскадренным броненосцем "Петр Великий" обеспечивал подготовку личного состава российского флота. Тысячи моряков прошли на его палубах подготовку к морской службе в дальних океанах...

На фото - "Петр Великий" на Балтике. Окончательный вид корабля после модернизации в Англии.

Вторая жизнь
Подготовка личного состава на рубеже веков была одной из главных проблем русского флота. Не смотря на все усилия кардинально исправить ситуацию неудавалось. Однако, по инициативе некоторых адмиралов ситуация начала постепенно меняться. Началось строительство учебных кораблей специальной постройки, а также встал вопрос о переобрудовании ряда старых кораблей в учебные.
Эта судьба была уготована и первому русскому броненосцу. в 1904 году корабль встал в ремонт, который из-за русско-японской войны затянулся до 1907 года. В ходе ремонта на месте снятых башен и надстройки соорудили вторую палубу, на обоих палубах нового корабля разместились новейшие артиллерийские системы и приборы управления огнем.
В 1908 году преобразившийся корабль вновь поднял Андреевский флаг и продолжил свою деятельность по подготовке моряков русского флота
81,52 КБ
(на фото - учебно-артиллерийский корабль "Петр Великий")
В этом качестве бывший броненосец принял участие и в первой мировой войне. В 1917 корнабль освоил новую профессию - стал плавбазой подводных лодок. В этом качестве он ушел от немцев из Ревеля в Гельсингфорс, а потом из Гельсинкфорса в Кронштадт.
Большевики в 1921 году переобрудовали корабль в минный блокшив - склад для хранения мин заграждения.
В этом качестве корабль "принял участие" и во второй мировой войне. Хотя место стоянки корабля неоднократно подвергалось бомбежкам и обстрелам, старая толстая броня надежно прикрыла опасный груз...
Служа корабля ветерана продолжалась аж до 1959 года (т.е. под военно-морским флагом "Петр Великий" проходил без малого 90 лет!!!!) но 18 апреля 1959 года он был исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации....

Это было время торжества "Иванов родства не помнящих", когда по телевизору обещали "показать последнего попа", когда история России обращалась в небытие.... Безусловно первый русский броненосец заслуживал куда лучшей участи, ибо ведь не так сложно было бы восстановить его первоначальный облик и поставить как корабль памятник... Так англичане сохраняют свой первый броненосец "Уорриор", в южной америке стоит на вечной стоянке легендарный монитор "Гуаскар"... Но большевики не пощадили даже совй "крейсер революции" Аврору, отправив ее на слом в аккурат к годовщине этой самой революции, выставив на всеобщее обозрение модель в натуральную величину....

Оценка корабля
В отечественной литературе "Петр Великий" заслуживает как правило самых лестных оценок. В любой посвященнок кораблю книге или статье Вы найдете слова английского конструктора Э. Рида про то, что "Петр Великий" сильнее любого англицкого броненосца...
В действительности все было не так радужно. Долгое строительство и некачественные машины привели к тому, что к полноценной службе корабль приступил лишь в 1882 году, когда был уже во многом устаревшим. Да и сама концепция брустверного "Крейсера-монитора" оказалась лишь промежуточным этапом на пути формирования полноценного и гармоничного эскадренного броненосца. К тому же первый русский броненосец весьма долгое время оставался единственным кораблем этого класса в отечественном флоте, а одна ласточка как говориться весны не делает...
Но нельзя и недооценивать значение "Петра Великого" для русского флота. Это был первый мореходны полноценный броненосец и в ходе его строительства и службы русские кораблестроители и моряки многому научились.
Как они использовали эти уроки, мы увидим в следующих выпускахъ сериала.
Продолжение следует
А.
Tags: Броненосцы, История старой России, Серiалъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments