Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Сериалъ "Русские броненосцы" Серия 2. "Екатерина II"



Начало правления нового Государя - царя Миротворца Александра III ознаменовало собой новую эпоху в развитии отечественного флота. Новый царь весьма любил порядок и не любил выкидывать казеные деньги попусту. Великий Князь Константин Николаевич и его протеже вице-адмирал Попов были давно и хорошо известны Александру Александровичу. Первого он откровенно не любил за безнравственный образ жизни, за причастность к коррупционным (как бы сейчас сказали) аферам, за попытку отсранить наследника от престола наконец... Второй же стяжал себе славу человека хоть и безусловно талантливого, но вспыльчивого, игнорирующего любое мнение несогласное со своим - одним словом самодура. Александр III знал во что обошлись российской казне его оригинальные круглые броненосцы и, будучи участником войны на балканах, знал их истинную боевую ценность.... Короче еще до конца лета 1881 года оба покинули свои посты в морском ведомстве, им на смену пришли новые люди...

Новым генерал адмиралом российского флота стал младший брат государя Алексей Александрович, а управляющим Морским министерством - вице-адмирал Иван Александрович Шестаков. Хотя наш сериал о короблях, а не о людях, но разве можно оторвать историю одно от другого? Да простят мне читатели небольшое отступление ибо о самом адмирале Шестакове у нас написано до обидного мало. Даже авторы капитальной пятитомной "Истории отечественного судостроения", посвятив деятельности адмирала не одну главу, не удосужились сообщить своим читателям имя отчество флотоводца, ограничившись лишь инициалами... Поспешим же несколько исправить несправедливость.

Отец русских броненосцев
28,09 КБ
Будущий адмирал родился 1 апреля 1820 года в Смоленской губернии в семье отставного флотского офицера, представителя древнего дворянского рода. В 1830 году он поступает в Морской корпус и быстро становится первым среди кадет по успехам в науках. Однако в 1836 году после конфликта с преподователем будущий флотоводец вынужден покинуть корпус и начать службу юнкером (т.е. фактически рядовым) на кораблях черноморского флота. В 1837 году он производится в мичманы (причем за боевое отличие) плавает на кораблях черноморского флота, а в 1847 -1850 годах составляет подробную лоцию Черного моря. Крымскую войну капитан 2-го ранка Шестаков встретил на Балтике, где его служба протекала и в дальнейшем.
Молодой офицер занимается и проектированием коралей - по его проекту спешно строятся паровые канонерские лодки, для защиты берегов. В 1856 году капитан 1-го ранга Шестаков направлен в Соединенные Штаты для наблюдения за постройкой фрегата «Генерал-адмирал», строящегося по его проекту и чертежам. Командует фрегатом, отрядом кораблей, а в 1863 году (43 лет от роду) одевает адмиральские эполеты.
Однако, уже в следующем 1864 году карьера Шестакова круто изменилась. Новоиспеченный адмирал вступил в спор с управляющим морским министерством о строительстве новых кораблей для флота. Он видел пагубность увлечения теорией крейсерской войны и ратовал за строительство полноценных броненосных кораблей. "Либеральный" Константин Николаевич критики своей позиции недопустил и Шестаков был вынужден оставить морскую службу. Следующие шесть лет мы видим его на даминистративных должностях - таганрогского градоначальника (Пытался улучшить судоходство по Азовскому морю и Дону, заменил старые маяки вдолдь побережья Азовского моря, ввел в городе газовое освещение, для чего открыл газовый завод) а потом и Виленского губернатора (до 1870 года) В 1872 году адмирала окончательно ушли со всех постов. Прямой и честный человек он оказался не ко двору в эпоху либеральных реформ. Зато новому государю такие люди были по сердцу и в 1882 году вице-адмирал Шестаков назначен управляющим Морским министерством. За плечами у него был большо морской, судостроительный и административный опыт. Располагая доверием Государя и Генерал-адмирала он многое мог сделать для русского флота.

Программа
События Русско-турецкой войны 1877 - 1881 гг. наглядно показали порочность концепции Кресерской войны. России был нужен полноценный сбалансированный флот. И новое руководство страны было намерно такой флот построить. В 1882 году под руководством Адмирала Шестакова была разработана 20-летняя программа строительства флота, основанная на потребностях страны и возможностях отечественной судостроительной промышленности. Мы не будем подробно рассказывать об этой программе, скажем лишь, что она предусматривала постройку кораблей всех классов, в том числе 8 броненосцев для Черноморского флота и 16 броненосцев для Балтийского. Программа была рассчитана на период 1993 - 1903 гг, и надо отметить, была выполнена практически полностью - к 1903 году на Черном море было построено 7 броненосцев (8-й был в достройке), на Балтике все 16 (включая ББО типа Адмирал Ушаков, построенные вместо ЭБР)!
Конечно в программу вносились многочисленные изменения, но факт ее практически полного выполнения в наиболее значимой части - строительстве броненосцев говорит о ее хорошей продуманности и весьма реалистичной оценике возможностей отечественного судостроения ее авторами (справедливости ради отметим, что 2 балтийских броненосца были полностью построены на иностранных верфях). Именно этой программе обязаны появляением "Екатерина II" и ее систершипы.

Проектирование и постройка
18 мая 1882 года Вице-адмирал Шестаков кратко сформулировал требования к новым броненосцам Черноморского флота - "с весьма толстой броней и сильнейшими орудиями не свыше 45 т, имеющим ход 14 уз и запас угля на четверо суток". Примечательно, что с самого начала новые корабли подразумевались "безрангоутными" т.е. лишенными парусного вооружения, которое по мнению тогдашних специалистов все еще могло иметь положительное значения в дальних вояжах. Мы написали "корабли" и не оговорились - ибо адмиралтейство планировало постройку сразу трех одинаковых мощных броненосцев. Таким образом, Екатерина II и ее систершипы стали первыми серийными русскими броненосцами.
Серийная постройка позволяла съэкономить расходы на проектирование, строительство, а в конечно имтоге - получить в составе флота корабли с весьма близкими тактическими характеристиками, впрочем, о последнем аспекте в России пока не думали, а вот экономические выгоды были налицо.
Новый проект создавался под влиянием зарубежных броненосцев, а также с учетом опыта строительства и службы единственного русского корабля этого класса - "Петра Великого". От последнего позаимствовали идею брустверной защиты, однако, бруствер стал в итоге треугольным ("грушевидной формы" ) в углах которого разместились 3 спаренные 305-мм барбетные устновки орудий главного калибра. Первоначально на всех трех кораблях планировалось использование т.н. "скрывающихся" установок, заряжание и наведение которых проходило под броневой защитой, и лишь в момент выстрела стволы орудий подымались над бруствером.
В дополнение к ним корабль получил 7 152-мм скорострельных орудий среднего калибра, правда на их броневую защиту покупились - пушки остались в небронированных казематах.
В феврале 1883 г. МТК (Морской Технический Комитет) разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания, которая при 8 уз достигала 4096, при полной скорости - 1350 миль; предполагалась установка парового шпиля и рулевой машины. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй.
Параллельно с разработкой чертежей в Николаеве под руководством главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А. А. Пешурова велось переоборудование эллинга № 7, где впоследствии на казенные средства и строился первый черноморский броненосец (строитель подполковник Корпуса корабельных инженеров А. В. Мордвинов, его помощники поручики О. О. Терентьев и Ф. В. Юрьев). В феврале 1883 г. началась доставка с Брянского завода первой партии профильной стали для корпуса.
Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам - все это сказывалось на сроках постройки. Много хлопот строителям доставляло перемещение на 3 м в корму каземата с размещенными внутри него пушками, трубами и люками над котлами.

Тем не менее, к середине 1884 г. формирование корпуса продвинулось настолько, что следовало подумать о главных и вспомогательных механизмах, орудийных установках, броне и артиллерии. Обе трехцилиндровые машины двойного расширения решили изготавливать на Балтийском заводе, а броню и орудийные станки - в Англии. Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде. Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 плиты, 137 из которых предназначались для "Екатерины II". Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе.
50,37 КБ
(на фото - Машины броненосца, изготовленные на Балтийском заводе)
Спуск "Екатерины II" произвели 10 мая 1886 г. Сначала корпус легко тронулся и, плавно пройдя около двух третей длины, также плавно и остановился. Носо­вая часть осталась на стапеле. Причиной задержки, как потом выяснили, оказалось течение реки Ингул. Оно навалило корпус левым бортом, прижав спусковые полозья к направляющим раскосинам. В тот день спуск так и не состоялся. Строитель корабля подполковник А. В. Мордвинов решил стянуть корабль, установив ни другом берегу шпили, на что потребовалось бы не ме­нее десяти дней. Но все обошлось. В семь часов утра 11 мая "Екатерина II" под радостные крики дежуривших в эллинге строителей без посторонней помощи легко со­шла на воду. Этому способствовал едва заметный подъ­ем уровня воды в Ингуле. Стапельный период, длив­шийся 35,5 месяца, окончился.
До конца 1887 года "Екатерина II" находилась в Николаеве, где и проходили работы по достройке корпуса, установке машин, котлов и брони.
В Севастополе ра­боты длились еще по­лтора года, прежде чем броненосец был готов к ходовым испы­таниям, показавшим хорошие результаты. 23 мая 1889 года при 85 об/мин, винта и развитой мощности 9101 л. с. корабль имел наибольшую скорость 15,25 уз. (средняя со­ставила 14,3 уз.). Па­раллельно проводи­лись и испытания артиллерии, выявив­шие ряд конструктив­ных недостатков в расположении орудий главного калибра.
Из-за небольшой длины 305-мм орудий и малом их возвышении над палубой (ок. 1,2 м) во время стрельбы при первых же выстрелах сказалось огромное разрушительное действие пороховых газов на корпус (появились трещины в некоторых кницах бимсов верхней палубы). В бортовых выступах для 45-мм пу­шек с открытыми ставнями при стрельбе 305-мм орудий нахождение людей становилось невозможным, чем исключалась возможность отражения атак мино­носцев.
В дальнейшем в процессе всей службы после каж­дой стрельбы на нос или корму приходилось устранять различного рода повреждения верхней палубы и мости­ка. Стрельба же только на траверз сильно ограничива­ла боевые возможности броненосца. Большим недо­статком являлся и крен, появлявшийся при наведении орудий на один борт.

Технические характеристики
Водоизмещение: 11 050 т.
Размеры: длина 103,4 м, ширина 21 м, осадка 8,5 м.
Скорость хода максимальная: 15,2 узла.
Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 9100 л.с.
Бронирование: палуба - 50-63 мм, казематы 254-305 мм, рубка - 229 мм.
Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм, 4 37-мм орудия, 7 457-мм торпедных аппаратов.
Экипаж: 633 чел.


В строю Черноморского Флота
57,33 КБ
В 1889 году "Екатерина II" вместе с однотипной "Чесмой" (о ней наш рассказ в следующей серии) втупила в строй черноморского флота. Появление этих кораблей (Третий систершип - "Синоп" присоеденился к ним в следующем году) сразу же изменило соотношение сил в черном море в пользу России. Турции просто нечего было противопоставить новейшим броненосцам нашего флота.
Для корабьля началсь напряженная морская жизнь - плавания, маневры стрельбы. В отличе от балтийцев, черноморские моряки уделяли много внимания таким вопросам как обстрел берегов, высадка десанта, взаимодействие с армией. Черноморцы были готовы в случае необходимости не только защитить родные берега, но и наснести удар вековому противнику России в самое сердце - взять Стамбул и водрузить крест на Святой Софии....
Приведем краткую сводку некорых планов захвата Босфора:

Летом 1881 г. капитан II ранга С. О. Ма­каров, будучи командиром парохода "Тамань" — стационера в Константинополе, произвел промер фарватера в Босфоре. В частности, он пришел к выводу, что в Босфоре существует два течения: верхнее — из Черного моря в Мраморное и нижнее — в обратном направлении. Это явилось важной информацией для планирования минных постановок.

В 1885 г., когда строительство броненосцев шло полным ходом, а отношения с Англией вновь обострились из-за конфликта в Афганистане, к планам захвата проливов вернулись вновь.

Осуществить десантную операцию возлагалось на Одесский военный округ, усиленный "особым запасом" артиллерии, которая тайно хранилась вот уже несколь­ко лет.

Для переброски около 30 тысяч человек готовились привлечь около 60 частных пароходов. Затем эти же пароходы должны были совершить второй рейс, доста­вив десанту подкрепления. Но как нам уже известно, войны тогда удалось избежать.

Вновь к планированию активных действий верну­лись только в 1895 г. К тому времени в составе Черноморского флота имелось уже 6 броненосцев, вооруженных 32 — 305-мм и 46 — 152-мм орудиями. В случае атаки Босфора им противодействовали бы береговые батареи, на которых находилось 48 тяжелых орудий (2 — 355-мм, 2 — 280-мм, 12 —240-мм, 8 — 210-мм, 24 — 150-мм).
В мае 1896 г. в Турцию в качестве "туристов" через Средиземное море направились Кротков и Г. Ф. Цы­винский. Прибыв в Дарданеллы на итальянском пароходе, они приступили к осмотру "достопримеча­тельностей".

После их возвращения в Петербург и изучения привезенной информации план захвата проливов окон­чательно был подготовлен. Согласно ему броненосцы с кораблями сопровождения, имея на борту десант в 200—300 человек, утром, как это часто было во время учений, выйдут из Севастополя и скроются за горизонтом, следуя якобы в Одессу или Новороссийск. Отойдя за пределы видимости с берега, они повернут на Босфор и, доведя эскадренный ход до полного (12,5— 13 узл.) спустя 22—23 часа пройдут расстояние в 280 миль и подойдут на рассвете к Константинополю. Летом у Босфора рассвет наступает от 4 до 6 часов утра.

Погрузка десанта будет производиться в Одессе. Для этого на рейде, за пределами видимости с берега, в назначенном месте соберутся мобилизованные паро­ходы Добровольного флота ("Херсон", "Петербург", "Саратов", "Орел", "Ярославль", "Тамбов", "Влади­мир", "Киев", "Екатеринославль", "Кострома", "Ниж­ний Новгород" и "Херсонес"), каждый из которых смо­жет взять на борт до 2000 человек. На погрузку десанта требовалось 12 часов, а начинать его следовало между 15 и 16 часами.

После погрузки транспорты под охраной канлодок и минных крейсеров выйдут из Одессы между 2—3 ча­сами ночи в день выхода эскадры из Севастополя. Сле­дуя 8—9-узловым ходом, десант встречался у Констан­тинополя с броненосцами и шел к Босфору. Скрытно­сти и внезапности операции уделялось первостепенное значение. От этого и зависел успех всего "дела". Если выход броненосцев из Севастополя не мог никого насторожить, то посадка десанта в Одессе привлекала всегда внимание публики. Ставка делалась на то, что это производилось ежегодно во время учений, а тренировки по погрузке и выгрузке на транспорты проходили еще чаще. Основной же канал быстрой передачи донесения — телеграф — без труда можно было перекрыть.

В тактическом отношении план захвата Босфора выглядел следующим образом. В случае благоприятной погоды высаживать десант следовало на черноморском побережье близ Константинополя. Это подвергало вой­ска меньшей опасности, чем высадка их в проливе, и позволяло высадить весь десант сразу.

После этого следовало заминировать вход в Босфор со стороны Мраморного моря. Это исключало бы после­дующее противодействие англо-турецкого флота и по­зволяло свободно маневрировать нашим кораблям.

В 1895 г. эту задачу должны были выполнить крейсер "Память Меркурия" и пароходы "Ольга" и "Пушкин". Каждый из них мог брать по 300 мин. В слу­чае, если в минировании будут участвовать минные транспорты "Буг" и "Дунай", то заграждение могло со­ставить 1500 мин. Прорыв минных транспортов осуще­ствлялся при непосредственной поддержке артиллерии с броненосцев.

Если высадка 30-тысячного десантного корпуса близ Константинополя и прорыв, а затем и ми­нирование Босфора произойдут одновременно, успех операции будет обеспечен. Но для этого нужна была только хорошая погода, отсутствие тумана и волнения у берега.

В случае же неблагоприятной погоды МГШ считал, что "придется вести минное наступление", то есть уничтожать, как и в первом случае, огнем с броненосцев береговые батареи и ставить у входа в Бос­фор со стороны Мраморного моря минные заграждения и сети.

Для этого флот занимал позицию севернее форта Карибджи и вел обстрел фортов. Шесть броненосцев, крейсер и пять канлодок могли вести огонь с одного борта 24 — 305-мм и 30 — 152-мм орудиями, сосредо­тачивая его поочередно на каждом форту. Эта была огромная разрушительная сила, и уничтожение обстре­ливаемого форта спустя 20—25 минут было очевидным. В него на столь близкой дистанции попало бы до 75% всех выпущенных снарядов {что составляло 70 попада­ний 305-мм и 200 — 152-мм снарядов)

(источник - http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/E2/16.htm)

Однако, как мы знаем, планировавшаяся операция так и не состоялась.

В 1897 - 1902 гг. броненосец прошел модернизацию с полной заменой котлов и машин на новые, тройного расширения. Планировалсь также и замена артиллерии корабля на более современную, но от этого решили отказаться.
В 1905 году броненосец вывели из действующей эскадры и сдали в порт на хранение, а в 1906 Высочайше исключили из списка флота. После частичной разборки (с корабля сняли броню и ряд механизмов) корпус бывшего броненосца был продан для разделки на металл.

Так закончилась жизнь этого корабля, волею судьбы не принывшего участие ни в одном боевом походе и ни разу по врагу не выстрелившему.....

А.

По просьбам читателей публикуем также ссылку на более подробный материал о сем корабле - http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/E2/index.htm
Tags: Броненосцы, История старой России, Серiалъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments