Броненосный корбаль "Чесма" создавался в рамках той же программы и того решения Морского министерства, что и "Екатерина II", поэтому мы не будем подробно описывать предысторию создания корабля (она анологична изложенной в предыдущей серии) а сразу перейдем непосредственно к судьбе броненосца.
Проектирование и строительство
Хотяч первые черноморские броненосцы и строились по одному проекту и по сию пору числятся во всех справочниках как однотипные корабли, они не были идентичными друг другу, более того отличались рядом существенных признаков.
Строительство "Чесмы" (как и однотипного "Синопа") шло в Севастополе на верфи Российского общества пароходства и Торговли (РОПИТ). Официальная закладка корабля состоялась 25 сентября 1884 года, когда строительство уже шло полным ходом. Начали проявляться и отличия от изначального проекта.
Так машины для "Чесмы" были заказаны в Бельгии фирме "Коккериль" и обошлись казне в 1 106538 рублей.
Спуск на воду нового броненосца состоялся 6 мая 1886 года в присутствии самого Государя-Императора Александра III. Кстати, именно из-за визита Высочайших гостей, "Чесма" сошла на воду на несколько дней раньше чем "Екатерина II". Государь прибыл в Севастополь из Ялты в совпровождении Наследника Цесаревича Николая Александровича и многочисленной свиты. В день спука на воду корабля по флоту был оглашен царский приказ, в котором в частности говорилось:
"Прошло тридцать с лишним лет, как Черноморский флот, совершив славные подвиги, принес себя в жертву на благо России и перенесся духом на памятные холмы Севастополя. Ныне флот этот возникает вновь на радость скорбевшего отечества.
Воля и помыслы Мои направлены к мирному развитию народного благоденствия; но обстоятельства могут затруднить исполнение Моих желаний и вынудить Меня на вооруженную защиту Государственного достоинства.
Вы будете стоять за него со Мною с преданностью, дивившую современников стойкостью, выказанной по зову Деда Моего вашими предшественниками. На водах, свидетелях их доблестей, вверяю Вам охрану чести и спокойствия России".
(На фото - "Чесма" перед спуском на воду 6 мая 1886 года)
Незадолго до спуска на воду, еще строящийся корабль подвергся первой модернизации - его было решено оснастить новыми 35-калиберными 305-мм пушками. Для того чтобы разместить куда более тяжелые и массивные орудия пришлось срезать "грушевидный бруствер" вровень с верхней палубой. Барбеты ее орудий получили легкие металлические шиты, придававшие сходство с орудийными башнями.
(На фото - "Чесма" достраивается на плаву - идет монтаж броневого пояса.)
В 1888 году корабль вышел на испытания. Хотя построенные бельгийцами машины и превысили запланированную мощность на 53 л.с. скорость броненосца составила только 13,5 узлов, и лишь на форсированной тяге удалось развить все 16. Причина недобора скорости в штатном режиме заключалась малой производительности котлов.
В целом импортная силовая установка оказалась иключительно надежной и считалась одной из лучших на флоте.
В 1889 году броненосец вошел в строй.
Cлужба
Служба чесмы протекала практически так же как и ее систершипов - долгое время корбали типа "Екатерина II" состаляли основу главных сил Черноморского флота империи. Маневря, стрельбы по морским мишеням и по берегу, высадка десанта, плавания...
(на фото - Броненосец обстреливает мишени на берегу)
(Интересное фото - вид броненосца с буксируемого им воздушного шара 1906 год).
В начале ХХ века командование черморским флотом и морской технический комитет неоднократно поднимали вопрос о модернизации "Чесмы" с заменой котлов, брони и артиллерии. Однако, этого сделано так и не было - сперва помешала Русско-японская война, а потом бунтовщики революционеры - выделенные на модернизацию броненосца 1 миллион рублей пришлось потратить на восстановление сожженного "Очакова".
В итоге в 1907 году Госуадрь Император Высочайше повелел исключить эскадренный броненосец "Чесма" из списков флота. В дальнейших документах корабль проходит как "Исключенное судно номер 4".
Казалось, корабельный век старого броненосца окончен, но....
Последняя служба
Летом 1912 года исключенное судно №4 отбуксировали на завод. Корабль начали готовить к засекреченному эксперименту по изучению оптимальной формы бронирования новых российских дрендноутов.
На корпусе старого корабля смонтировали отсек установили отсек, подобный части корпуса с броней линкоров типа "Севатополь". Строители полностью скопировали все детали корпуса, включая броневые палубы и крепления за поясной броней. В борт как бы "врезали" плутонг с двумя орудиями противоминной артиллерии, а на верхней палубе установили копию боевой рубки в натуральную величину. Так что броневая защита этого "фрагмента" балтийских дредноутов полностью совпадала с прототипами.
(на фото - Отсек на палубе старого броненосца)
После окончания всех работ "исключенное судно № 4" отбуксировали к Тендровской косе, установили на якоря на глубине 9,5 м и наполнением воды придали крен в 7е.
Это позволяло снаряду, выпущенному с небольшой дистанции, встречаться с броней под гораздо большим углом, соответствующим большой дальности.
На расстоянии всего 750 м от "Чесмы" стал на якорь линейный корабль "Иоанн Златоуст" и начал расстрел опытного отсека.
Стрельба велась уменьшенными зарядами. Это позволяло в момент встречи снаряда с броней иметь такую же скорость, какую он имел бы, преодолев 80 — 90 кабельтовых (15 — 16,5 км), что соответствовало боевой дистанции в то время. В диаметральной плоскости от "Чесмы" в 10 кабельтовых (1852 м) на якоре стоял минный заградитель "Прут". С него велось наблюдение и фотографирование.
В первую очередь с "Иоанна Златоуста" сделали несколько залпов по верхней палубе, по 254-мм броне боевой рубки и нижнего 229-мм пояса, а затем и по броне верхнего 125-мм пояса, защищавшего каземат 120-мм орудий.
(на фото - "Чесма" под огнем "Иоанна Златоуста")
Результаты испытаний выявили ряд недостатков в бронировании строившихся дрендноутов типа "Севастополь" и были учтены при разработки систем бронирования последующих русских линейных кораблей ("Императрица Мария", "Император Николай I" "Измаил")
Следующим этапом опыта была проверка разрушающего воздействия нового 305-мм фугасного снаряда (образца 1911 г.), обладающего повышенной силой заряда. "Иоанн Златоуст" сделал еще несколько залпов. Снаряды, взрываясь внутри броненосца, огнем и осколками сносили на своем пути переборки и разрывали палубы. Несколько произведенных залпов разрушили до неузнаваемости корпус "Чесмы". От попавшей внутрь воды он сел на грунт.
(на фото - попадание фугасного снаряда в "Чесму")
Через несколько дней севший на грунт старый броненосец добили торпедами эскадренные минонсцы, превратив его в беспорядочную груду обломков....
Лишь в 20-е годы остатки корабля были разобраны на металл....
Так закончил свою жизнь этот славный броненосец, подобно своему старшему собрату ни разу не выстреливший по врагу, но да даже своей гибелью послуживший российскому флоту...
А.