Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Сериалъ "Русские броненосцы" Серия 5. "Императоръ Александръ II"


В трех предыдущих выпусках нашего сериала мы говорили о том, как закладывались основы морского могусщества России на Черном море, а теперь вернемся к холодным водам Балтийского моря. Балтийский флот - старейший флот Российской империи, должен был по замыслу авторов 20-летней программы стать сосредоточением главных морских сил России. На него возлагались две важнейшие задачи - оборона морских рубежей России на западе (и прежде всего столицы Империи - Санкт-Петербурга), и формирование мощной эскадры способной защищать интересы России на море в любой точке мирового океана. Поэтому, если на Черном море планировали за 20 лет построить 8 броненосцев, то план для Балтики был в два раза большим - 16 кораблей. И первым из них стал герой нашего нынешнего рассказа.

Проектирование и постройка
Разработка проекта нового броненосца для Балтийского флота началась сразу же после утверждения Программы. 18 октября 1882 года состаялось заседание чинов морского ведомства, посвященное обсуждению проекта нового корабля.
Окончательный проект корабля был готов примерно через год. Корабль должен был иметь водоизмещение 8634 тонн, быть вооружен 2 305-мм орудиями в носовой барбетной установке, а также четыремя 229-мм и восьмью 152-мм орудиями в батарейной палубе. Расположение орудий по требованию морского ведомства должно было обеспечить "сильнейший носовой огонь". Скорость хода нового броненосца должна была составлять15 узлов. Проект предусматривал дополнительные угольные ямы, деревянную и медную обшивку подводной части корпуса, а также - парусное вооружение брига - принадлежности для дальних океанских походов. Окончательно спецификация корабля была утверждена МТК 3 сентября 1883 года.
Местом строительства корабля был выбран казенный судостроительный завод "Новое адмиралтейство". Уже 17 ноября 1883 года его управляющий доносил морскому ведомству что "с разрешения Управляю­щего Морского министерства в деревянном кора­бельном эллинге Петербургского нового адмирал­тейства приступлено к постройке казенными средствами броненосца для Балтийского моря".
15 июня 1885 г. приказ по Морскому ведомству (№ 158) за подписью генерал-адмирала Алексея Александровича известил империю о том, что "Го­сударь Император 10 июня приказал строящийся в Новом Адмиралтействе броненосец наименовать "Император Александр II" с зачислением его в спи­ски судов флота", а 18 июня 1885 года лично Государь Император Александр III укрепил на корпусе строящегося корабля серебрянную закладную доску - состоялась официальная закладка броненосца.
115,14 КБ
(на фото - барбетная установка главного калибра собранная Металлическим заводом Санкт-Петербурга)
14 июля 1887 года в Высочайшем присутствии броненосный корабль "Император Александр II" был торжественно спущен на воду.
42,57 КБ
(на фото - броненосец сразу после спуска)
Строительство корабля шло неспешно в 1889 году на нем были смонтированы главыне и вспомогательные механизмы и он перешел на достройку в Кронштадт, где в течении зимы 1889 - 1890 гг. на корабле смонтировали плиты броневой защиты, мачты трубы, летом установили орудия, и наконец 9 ноября 1890 года броненосец вышел на испытания.
Хотя машины и недобрали до предусмотренной проектом мощности 211 л.с., скорость корабля на мерной миле составила 15,27 узла что полностью удовлетворило заказчика. Не нашлось претензий и к артиллерии корабля.
В 1892 году поставили особой конструкции металлическое прикрытие барбетной установки, а по итогам первой кампании отказались от идеи использовать парусное вооружение. В утешение марсофлотам оставили лишь несколько носовых парусов "для лучшего управления в шторм" (применялись ли они когда-нибудь - Бог весть).
Итак, в 1893 году эскадренный Броненосец "Император Александр II" окончательно вошел в состав главных сил флота.
51,46 КБ

Служба
Первые две кампании броненосец провел в составе Практической эскадры балтийского флота, а в 1895 году выполнил важную военно-дипломатическую миссию - представлял Россию на открытии Кильского канала. Строительство этого канала стало одним из крупных достижений Германии и его открытию предавалось большое значение. Фактически церемония открытия превратилась в крупный международный военно-морской смотр. Русская эскадра в составе броненосца Император Александр II, крейсера 1-го ранга "Рюрик" и канонерской лодки "Грозящей" в открытом море встретилась с французской и союзники вместе вошли на рейд, продемонстрировав реальность русско-французского союза.
Несколько дней на рейде Киля и в новопостроенном канале шли торжества, гремели салюты, проходили визиты,
59,04 КБ
(на фото Император Александр II в Киле)
59,10 КБ
(на фото - офицеры броненосца на баке своего корабля)
Но большой корабль строится как известно не для только для парадов, но и для больших плаваний. Такое плавание в истории службы "Императора Александра II" было только одно, но какое! Самое длительное плавание корабля российского флота на рубеже веков.
3 августа 1896 года броненосец в составе отряда кораблей покинул Балтику и отправился на средиземное море. В этом регионе в состоянии как сказали бы теперь "постоянной готовности" находилась русская эскадра имеющая две основные задачи - защищать интересы России в этом регионе, а также служить выдвинутым вперед резервом для эскадры Тихого океана.
В последующие 5 лет корабль находился в Средиземном море. Несколько раз его планировали заменить (ибо корабль нуждался в ремонте, а новые котыл уже ждали его в Кронштадте) но всякий раз замена срывалась. Присланные с Балтики корабли в хорошем техническом состоянии по требованию сложной внешнеполитической ситуации почти сразу же уходили на тихий океан. А Александр II продолжал участвовать в блокаде Крита, наносить визиты дружбы в порты союзной Франции, проходил ремонт в базе английского военно-морского флота в Мальте и т.д.
49,32 КБ
(на фото - "Император Александр II" входит в порт Бизерты 1901 год)
Наконец, Морское министерство передало кораблю долгожданный приказ - возвращаться к родным берегам. 42,45 КБ
(Броненосец на рейде Тулона. На пути домой 1901 год)
21 августа 1901 года Броненосец вошел на рейд Копенгагена. где был удостоин Высочайшего посещения. Государь поблагодарил команду за службу молодецкую и усердную и поздравил со скорым возвращением домой.
Пасмурным утром 7 сентября 1901 года "Император Александр II" вошел в гавань Кронштадта завершив свой беспримерный 62-месячный поход.
После торжественной встречи на корабле работала специальная комиссия, оценившая его состояние после столь долгого пребывания в чужих водах. Корабль был найден в хорошем состоянии, что свидетельствовало о высоком качестве работы русских кораблестроителей и высоком уровне организации службы на броненосце.
За зиму провести сложные ремонтные работы по замене котлов так и смогли, поэтому в 1902 году броненосец вошел в состав Учебно-артиллерийского отряда, которым тогда командовал контр-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. В составе этого отряда корабль принял участие в Ревельском свидании двух императоров а потом принял участие в эффектной демонстрации высокого уровня боевой подготовки русского флота, проведенной под руководством командующего отрядом. Увы, блестящая демонстрация не могла заменить реального решения проблем.
В конце 1903 года броненосец наконец-то встал в капитальный ремонт - на корабле разобрали машины и приступили к смене котлов. Но с началом Русско-японской войны работы на корабле были прерваны - все усилия Кронштадского порта были сосредоточены на подготовке кораблей 2-й, а потом и 3-й эскадр Тихого океана.
В 1905 году отремонтированный корабль вышел на ходовые испытания. Помимо машин корабль почти полностью перевооружили. Из старой артиллерии на месте остались только 12-тидюймовки главного калибра. Прочая артиллерия была заменена на 5 новых 203-мм пушек, и 8 скоростельных 152-мм пушек Кане.
Корабль вошел в постоянный состав учебно-артиллерийского отряда и приступил подготовке новых кадров для возрождающегося после Цусимы флота.
В 1908 году он вновь удостоился Высочайшего посещения.
По планам Морского министерства служить старому броненосцу (который официально числился линейным кораблем) оставалось до 1917 года.
44,45 КБ
(на фото - учебно-артиллерийский корабль "Император Александр II")

62,29 КБ
(Последний раз на императорском смотре. Ревель 1913 года)
С началом первой мировой войны с корабля сняли часть артиллерии, и он продолжал выполнять свои учебные обязанности, базируясь на Кронштадт. Моряки броненосца подобно запасным солдатам в Питере поддержали Февральскую революцию, переименовав свой корабль в "Зарю свободы" Их отряды вместе с отрядами матросов других кораблей рыскали по революционному Петрограду, творя насилие во имя "революции"
В Октябре 1917 года старый корабль вошел в Неву. Броненосец стал одним из 12 "кораблей октября" и хотя пострелять ему не пришлось, принял участие в октябрьском перевороте.
Вскоре переворота корабль ушел в Кронштадт. Команда окончательно оставила его и он брошенный стоял у причала.
В 1921 году броненосец впервые попал под артиллерийский обстрел - по мятежному Кронштадут вел огонь верный большевикам форт Красная горка. Артилерийские снаряды снесли трубы и мачты, изрешители надстройки корабля ветерана
84,89 КБ
(на фото - на палубе "Зари свободы" после обстрела)
Более старый корабль не плавал и в скором времени был разобран на металл.

Судьба с одной стороны оказалась благосклонной к второму балтийскому броненосцу, отведя ему достаточно долгий век (34 года) и укрыв его от вражеских залпов и позора измены. Но с другой стороны, корабль видел и безобразный мятеж команды, и революционную вакханлию в Кронштадте, а под конец был обстрелян своими же...

А.
Tags: Броненосцы, История старой России, Серiалъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments