Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Сериалъ "Русские броненосцы" Серия 6. "Императоръ Николай I"

68,05 КБ
Этот броненосец мог бы носить почетное прозвище "корабль адмиралов". Специально спроектированный в качестве флагманского корабля он видел на своих палубах многих "превосходительных" начальников. Иные адмиралы, поднимавшие на нем свой флаг, золотом вписали свое имя в историю отечественного флота, но нашелся один человек, и честная служба корабля была перечеркнута позором сдачи врагу....

Проектирование и постройка
"Император Николай I" во многих книгах называют кораблем однотипным герою нашей предшествующей серии "Императору Александру II", такое утверждение в целом верно, но однотипность эта образовалась как бы "задним числом". Ибо сначала адмирал Шестаков, выдавая 3 марта 1884 года задание на разработку проекта нового броненосца, имел ввиду построить корабль поменьше с другой артиллерией, да еще по возможности использовать на нем хранящиеся на складах паровые машины с парохода "Опыт" ("разжалованная" из императорских яхт третья поповка "Ливадия"). Однако, по мере внесения в в проект все новых и новых идей размер корабля (пока на бумаге) все рос и рос, пока не сранялся и даже местами не превзошел "Александра". Наконец в апреле 1885 года адмирал утвердил проект корабля и вроде бы решил дать заказ на него Балтийскому заводу, но к осени передумал и 20 декабря контракт был подписан с "Обществом Фрако-Русских заводов, бывших Берда" - старейшим предприятием в России в области парового судостроения. При этом руководствоваться завод должен был "проектом "Императора Александра II" с внесенными изменениями.
Эти изменения вносились постоянно в ходе всей постройки корабля, что задерживало сроки строительства и являлось причиной головной боли для заводчиков. В 1887 году было решено заменить орудия главного калибра на более дальнобойные 35-калиберные, барбетную башню - на "закрытую башню малого диаметра", на корме решили разместить помещения для адмирала и штаба эскадры и т.д. и т.п. Наконец, 20 мая 1889 года броненосец в торжественной обстановке был спущен на воду.
97,03 КБ
(20 мая 1889 года - Спуск на воду бронесца "Император Николай I")
Корабль продолжал достраиваться на плаву. в конце сентября 1890 года броненосец перевели в Кронштадт для окончательной достройки и проведения испытаний. Скорость броненосца оказалсь меньше желаемой и меньше чему его "систершипа", специальная комиссия морского ведомства занялась выяснением причины этого. Работы на корабле шли настолько медленно, что Франко-Русский завод подал счет Морскому ведомству требуя возмещения убытков из-за постоянных изменений проекта. Чиновники долго отпирались, но 1 января 182 года Министерство признало обоснованность заводских претензий, и согласилось освободить завод от штрафов оговоренных в контракте за неготовность корабля к назначенному сроку. Лишь к началу навигации 1893 года застоявшийся в постройке броненосец (а строился он напомним с 1885 го!) вступил в строй...
83,73 КБ

В дальних плаваниях (служба)
Служба корабля началсь раньше, чем закончилась его достройка. 13 мая 1891 года он принял участие в морском параде в честь прибытия в Кронштадт эскадрый французских военных кораблей адмирала Жерве.
30 мая только что введенный в строй корабль отправилься в свое первое дальнее плавание - к берегам Америки, где принял участие в торжествах, связанных с 400-летием открытием этого континента.
51,61 КБ
(В порту Понта Дельгада во время первого заграничного плавания 1893 год)
В 1894 году корабль отправляется в Средиземное море, где становится флагманским кораблем русской Средиземноморской эскадры. Это соединение кораблей играло двоякую роль - обесчивало интересы России в южных водах Европы, и одновренно служило как бы выдвинутым вперед резервом для усиления русской Эскадры Тихого океана. Командовал в тот момент эскадрой адмирал Авелан - будущий управляющий делами морского ведомства.
107,30 КБ
(С кормы грозный броненосец и впрямь похож на мирный пароход)
Однако, 2 декабря того же года его сменил контр-адмирал Степан Осипович Макаров, а уже 24 января 1895 года получив секретный приказ из Петербурга эскадра уходит на Дальний восток. Там из эскадр Средиземного моря и Тихого океана формировалось новое соединие - соединенные эскадры под командой вице-адмирала С.П. Тыртова.
Сосредоточение мощного соединения русского военно-морского флота в китайском порту Чифу стало хорошим инструментом в руках русской дипломатии, когда Россия вмешалась в пересмотр итогов Японо-китайской войны. Япония уступила фактическому ультиматуму трех европейских держав, подкрепленному внушительной военно-морской силой.
47,73 КБ
(Под флагом адмирала Макарова)
В 1896 году Соединенные эскадры были расформированы и "Император Николай I" возвратился в Средиземное море.
В 1899 году корабль прошел незначительную модернизацию в ходе которой расстался со своей кормовой надстройкой и вторым балконом. Серьезно, правда, боевые качества броненосца не возрасли, но он снова занял свое место в Средиземном море.
А на Дальнем Востоке вовсю сгущались тучи русско-японского конфликта. Морской главный штаб империи спешно стягивал к Порт-Артуру и Владивостоку боевые корабли. Летом 1903 года в Средиземном море появился отряд адмирала Вирениуса в состав котрого включили было и "Император Николай I". Однако, вскоре приказ был пересмотрен и броненосцу было велено по-прежнему оставаться в теплых водах между Европой и Африкой.
Современные историки полагают, что причиной такого решения стало нежелание командования Тихокеанской эскадрой связываться с этим устаревшим кораблем - увы, хотя со времени вступления в строй броненосца не прошло и 10 лет он уже попал в разряд устаревших... Более того, когда война началась корабль получил приказ... возвращаться на Балтику.

ПОследний поход
Адмирал Рожественский тоже не посчитал нужным включить "Николая" в состав вверенной ему Второй эскадры Тихого Океана, однако, после падения Порт-Артура выбирать уже не приходилось. И "Император Николай I" стал флагманским кораблем Третьей эскадры Тихого океана, на его мачте поднял свой флаг контр-адмирал Николай Иванович Небогатов.
Во главе отряда из 5 боевых кораблей броненосец последний раз прошел хорошо знакомым маршрутом, и 26 апреля 1905 года у анамских берегов встретились с эскадрой адмирала Рожественского. Броненосцы Небогатова составили ее третий броненосный отряд.
Дальнейшее хорошо известно. Написать можно много, но это будет рассказ о людях, а мы пишем о кораблях.
14 мая "Император Николай I" впервые в своей кораблельной жизни принял участие в морском бою - началось цусимское сражение.
Днем следующего дня броненосец по приказу изменившего Государю и присяге адмирала спустил флаг и сдался японцам.....
67,45 КБ
("Император Николай I" после цусимы. На башне - японские матросы)
Под флагом Микадо
Устаревший броненосец вряд ли представлял существенную боевую ценность для флота островной империи, однако, как символ японской победы, взятый в бою флагман неприятеля он несомненно поднимал дух моряков страны восходящего солнца, а посему под названием "Ики" проплавал в составе флота Микадо до 1918 года.
По другим сведениям - переоборудованный в корабль мишень он был потомплен огнем японских дредноутов в 1915 году, а в 1922 - разоран на металл
36,61 КБ
(Броненосный корабль "Ики" под японским флагом 1912 год)
Tags: Броненосцы, История старой России, Серiалъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments