Этот корабль вызывал сложные чувства даже у современников. Про него говорили - "одна мачта, одна труба, одна пушка - одно недоразумение"... Он не прославил свое имя ни дальними походами, ни героической битвой с врагами отечества и Государя. Да и срок жизни ему был отпущен не долгий. Однако, его гибель оказала большое влияние на русский флот, а забвение ее уроков - привело к новой трагедии....
Проектирование и постройка
Адмирал Шестаков не отказался от своего замысла построить корабль качеством получше, да размером поменьше и подешевле. 4 июля 1887 года управляющий Морским министерством приказал "теперь же преступить к проектированию чертежа броненосного с осадкой не менее 6,1м, 15-узловой скоротью и наивозможно полно защитою как пояся по грузовой ватерлинии, так и всей артиллерии. Пушки должны были быть дальнобойные 229-мм и 152-мм".
Как это обычно было в то время в России проект неоднократно пересматривался и изменялся. И начавшееся в 1889 году строительство броненосца не остановил этой бурной деятельности. Но если в случае с "Александром" и "Николаем" итогом стало появляение довольно-таки гармоничных и мощных кораблей, то "Гангуту" повезло куда меньше. Так на корабль решили все-таки поставить 305-мм главный калибр, но вписать в корпус смогли только одну пушку. А броневой пояс в центре корабля достиг рекордной в российском флоте толщины в 406-мм.
6 октября 1890 года в присутствии Государя Императора броненосец был спущен на воду.
(на фото - Броненосец сходит на воду)
Достройка корабля продолжались в Кронштадте, где на него монтировали броню, артиллерию, вспомогательные механизмы и проч.
(на фото - "Гангут" в достройке. Кронштадт зима 1893- 1894 гг).
Лишь в 1894 году корабль вошел в строй.
Характеристики корабля:
Длина: 84,7 м
Ширина: 18,9 м
Водоизмещение: 7142 тонн
Запас хода: 2000 миль
Осадка: 7 м
Экипаж: 800
Скорость: 13,5 узлов
Вооружение
Орудия: 1 305 мм; 4 229 мм; 4 152 мм; 4 47 мм; 14 37 мм
Минные аппараты:
Служба
Корабаль получился достаточно хорошо защищенным, и неплохо вооруженным для своиз размеров. Конечно, он не мог занять место в строю полноценных броненосцев, но как корабль береговой обороны, или стационер в дальних морях - он вполне мог бы послужить Отечеству.... Если бы не обычная для русских кораблей перегрузка (достигшая на "Гангуте" просто чудовищной величины в 930 тонн) значительно ухудшила мореходные качества корабля, по этой же причине было невозможно взять предусмотренный 4-х месячный запас....
Корабль навсегда остался на Балтике, где действовал в составе Практической эскадры.
В 1896 году корабль носом вылетел на камни, но сумел своим ходом дойти до Кронштадта, где был поставлен в ремонт.
Адмирал С.О. Макаров (находившийся в момент аварии на броненосце и принявший непосредственное руководство борьбой за спасение корабля) предложил ряд усовершенствований, позволивших бы улучшить конструкцию корабля, но они были временно оставлены без внимания.
Временное стало постоянным, когда 12 июня 1897 года "Гангут" под флагом вице-адмирала Тыртова налетел на необозначенную на карте каменную банку и затонул...
Гибель броненосца
Наиболее подробное описание гибели корабля нам попалось на сайте http://ship.bsu.by/main.asp?id=101739 . Приведем его, с незначительными купюрами:
12 июня 1897 года «Гангут» под флагом командующего эскадрой вицеадмирала С. П. Тыртова проводил в Выборгском заливе артиллерийскую стрельбу по щиту, установленному неподалеку от банки Ситта Гатту (сейчас Выборгская). Следует заметить, что промеры здесь не делались с 1834 г. В 15.40 щит подняли на борт. Под парами находились четыре котла в носовых кочегарках; броненосец взял курс на Транзунд, идя со скоростью 2,5 уз. Стояла ясная погода, дул легкий югозападнып ветер. Через несколько минут хода на корабле почувствовали небольшой толчок, едва заметный на верхней палубе. В каютах ощущение было такое, как при реверсе машин с переднего на задний ход. Лишь некоторые кочегары, стоявшие на вахте, отчетливо слышали скрежет под днищем. Рулевой доложил, что броненосец внезапно отклонился от курса на два градуса влево и в течение минуты не слушался руля. Почти сразу же в правую носовую кочегарку хлынула вода; через несколько минут стало затапливать и левую, коридор крюйт-камеры 229-мм орудий. Сразу же запустили все водоотливные средства. Находившийся на вахте в машинном отделении помощник старшего инженера-механика А. А. Гаврилов приказал разводить пары в левой кормовой кочегарке, а спустившийся вниз старший инженер-механик Н. М. Русначенко доложил о происходящем на мостик.
В 15.50 одновременно с сигналом водяной тревоги остановили главные машины. Командир корабля капитан 1 ранга К. М. Тикоцкий спустился в носовую кочегарку. Команда действовала спокойно, как на учении: двери водонепроницаемых переборок, люки и горловины тщательно задраивались, с началась разводка паров во вспомогательных котлах, под предполагаемое место пробоины начали подводить пластырь, но штатные обносные цепочки оказались разорваны при ударе о камень; поэтому решили использовать тент, а для заводки концов спустили вельбот. Работе мешало сложное таранное образование носовой оконечности и усиливавшееся волнение.
К 16.00 оказались залитыми топки котлов в правой носовой, а затем и в остальных кочегарках. Броненосец потерял ход, остался без света и водоотливных средств. В погруженных во тьму помещениях в наступившей тишине раздавался лишь шум воды: текли швы водонепроницаемых переборок, вода поступала через отверстия пропущенных заклепок, отсутствовавшие сальники, неплотности резины дверей и люков. Броненосец погружался, а до ближайшего берега оставалось шесть миль. На борту находилось 582 человека — экипаж, штаб эскадры, воспитанники Технического училища, ученики Петербургского мореходного класса, лоцманские и штурманские ученики, музыкантская команда эскадры. Чтобы прекратить дрейф в сторону каменистой банки и облегчить подводку пластырей, в 16.35 отдали правый якорь на глубине 29 м. По приказанию вице-адмирала С. П. Тыртова на Транзундский рейд к другим кораблям эскадры отправили вельбот. Крен броненосца к этому времени достиг 7° на правый борт. поэтому в отсеки левого борта приняли 60—70 т воды. Крен уменьшился до одного градуса и оставался таким в течение получаса, после чего корабль стал крениться уже влево. Тогда по инициативе старшего механика затопили помещение npaвогo погреба 305-мм зарядов.
После многих и трудных попыток все же удалось подвести под днище тент и штатный пластырь, но вода продолжала прибывать.. Внутри корабля борьба за живучесть велась при свечах. Отверстия в переборках затыкались деревянными пробками и ветошью, на крышки люков по жилой палуое ставились упоры, подкреплялись переборки, воду откачивали ручными помпами и даже ведрами. В 18.00 возобновилась работа части водоотливных средств от вспомогательного котла, но его паропроизводительности не хватало, и к 18.30 осадка возросла на 2 м. Сыграла свою коварную роль и перегрузка: после того как жилая палуба оказалась ниже ватерлинии, вода хлынула из шпигатов, гальюнов, умывальников. Только в 19.00 к аварийному броненосцу подошел миноносец № 108, а затем и другие корабли. К этому времени крен «Гангут» достиг 10°. Командующий эскадрой распорядился отбуксировать его на мелкое место с помощью крейсера 2 ранга «Африка», на бак броненосца уже завели буксир. Однако к этому времени (19.25) возникла угроза опрокидывания корабля при буксировке, что привело бы к гибели сотен людей. В 20.20 стало очевидным, что спасти «Гангут» не удастся. По приказанию С. П. Тыртова началась перевозка людей и наиболее ценных вещей. Со всех кораблей и судов спустили шлюпки. Несмотря на ветер и волнение, спасательные работы шли организованно. В 21.00 спустили вице-адмиральский и кормовой флаги, С. П. Тыртов со штабом отбыл па пароход «Днепр». Через пять минут перестал работать вспомогательный котел и водоотливные средства, оставшиеся члены экипажа покинули борт корабля. Командир обошел еще не затопленные помещения и, убедившись, что на борту больше никого не осталось, последним сел в шлюпку.
Через девять минут после её отхода (21.40) «Гангут» стремительно повалился на левый борт и почти сразу же скрылся под водой. Специальная следственная комиссия немедленно приступила к работе. В течение июня водолазы обследовали корпус корабля, гидрографическая партия произвела промеры, в результате которых обнаружилась нсобозначенная на карте скала; ее верхняя часть имела две острые вершины, скрытые под водой на 6,6 и 7,1 м (осадка «Гангут» утром 12 июня составляла фopштeвнeм 6,4, ахтерштевнем 7,2 м). На обеих вершинах водолазы обнаружили следы сурика, а между ними—заклепки, одна из вершин явно сколота — следовательно, до удара она была еще выше. Броненосец лежал на левом борту, погрузившись почти до диаметральной плоскости и пл. Водолазный офицер с крейсера «Россия» Н. К. Гербих сделал точные замеры и зарисовал пробоины в днище по правому борту и в районе киля. Вероятнее всего, в днище левого борта также имелась одна или несколько пробоин, о чем свидетельствовал факт поступления воды сразу после удара в левую носовую кочегарку. От ударов разошлись листы обшивки на ширину от 7 до 20 см, общая протяженность повреждений — от 33 до 50 шп. В работах участвовали вольнонаемные водолазы с портового судна «Могучий», офицеры и инструкторы Кронштадтской водолазнон школы, шведские специалисты. Они подняли несколько 47- и 37-мм орудий, пушку Барановского и ряд мелких предметов.
Узнав о гибели броненосца, Государь Император издал приказ по Морскому ведомству, в котором - обратил внимание на выказанные в этом несчастном случае со стороны флагмана, командиров и офицеров броненосца энергию и распорядительность, благодаря которым в минуты крайней опасности был сохранен на судне образцовый порядок и удалось спасти всех находившихся на нем людей», за что «всем чинам погибшего броненосца изъявлено царское спасибо».
Состоявшийся после этого 26 - 28 мая 1898 года Морской суд счел причиной гибели корабля стечение неблагоприятно сложившиеся обстоятельств и признал его командование невиновным.
В советское время гибель "Гангута" обычно подавалась в контексте "глупости и некомпетентности" царского военно-морского руководства, при этом обычно следовала ссылка на статью известного кораблестроителя А.Н. Крылова в которой доказывалось, что броненосец можно было спасти. Не вникая в существо дела отметим, что А.Н. Крылов при всем своем огромном авторитете никогда не занимался реально борьбой за живучесть или спасательными работами. Поверим его компетентному мнению, что был способ спасти корабль, но могли найти этот способ те, кто непостредственно стоял на его палубах?
Между тем, такое освещение трагедии "Гангута" в советской литературе имело и свои печальные последствия. 28 октября 1955 года весьма похожая катастрофа произошла в советском флоте, когда в главной базе черноморского флота Севастополе взорвался линкор "Новороссийск".
В этих катастрофах много общего - и там, и там жертвами ЧП стали корабли, имеющие ограниченную боевую ценность, и там и там в руководство со стороны командования корабля вмешался адмирал в ранке командующего (в 1955 году - и.о. командующего) и там и там эксперты путем последующего анализа находили возможность спасти корабль. И итог одинаков - оба корабля оказались на дне, с одной только разницей - "Новороссийск" прихватил с собой более 6 сотен человеческих душ....
И если адмирала Тыртова обвиняли в "некомптентности" только на страницах печати (и то в основном советской), то "некомптентность и ошибочность действий" адмирала Пархоменко установила правительственная комиссия......
Сравнение этих двух случаев показывает разность подходов - царский адмирал плюнув на корабль спас людей, советский - жертвуя людьми до конца пытался спасти железную махину....
(впрочем и тут не все так просто, ибо в человеколюбием оправдывал свой поступок и Небогатов.... в общем это тема отдельных размышлений).
Обратимся к выводам которые были сделаны из короткой жизни "Гангута" - российское морское ведомство ввело в действие значительную часть предложений адмирала Макарова о новых правилах обеспечния воднонепроницаемости отсеков на кораблях, новых форм организации борьбы за живучесть - все это позволило значительно продвинуть эти сферы в российском военно-морском флоте, что сыграло свою положительную роль в дальнейшем.
На дне
("Гангутъ" на дне - современный рисунок)
В конце 19-го начале ХХ века было предпринято несколько попыток поднять броненосец со дня Балтики. По ряду причин они не увеньчались успехом. В 90-е годы ХХ века остатки корабля были найдены питерскими аквалангистами.