Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

Сериалъ "Русские броненосцы" Серия 9. "Наваринъ"

61,02 КБ
Не надо быть большим морской истории, чтобы безошибочно определить этот корабль на старых фотографиях. Четыре трубы, стоящие четырехугольником - "как ножки перевернутого стола" - таких кораблей в российском императорском флоте больше не было. Да и в мире такая схема встречается не часто. "Наваринъ" стал первым на балтике броненосцем "стандартной схемы" - 4 орудия главного калибра на носу и на корме в броневых башнях, среднекалиберная артиллерия в броневом каземате...

Проектирование и постройка
Решение о начале проектирования этого корабля было принято в январе 1888 года. Изначально, адмирал Шестаков хотел получить броненосец, с одной стороны, равный по вооружению "Императору Александру II", а с другой, - корабль должен был иметь как можно меньшее водоизмещение и осадку
Однако в весной того же года в Морском ведомстве получили информацию о проектировании в Германии броненосцев типа "Вёрт" с водоизмещением около 10 000 тонн и имеющих 5 280-мм орудий главного калибра. Проект русского корабля срочно пересмотрели. В итоге он получил вооружение из 4-х 305-мм орудий главного калибра и мощной вспомогательной батареи шестидюймовок. На концепцию корабля - низкобортного, без полубака, оказала информация об английских броненосцах титпа "Найл".
12 апреля 1889 года уполномоченный морского ведомства контр-адмирал В.И.Попов и главный уполномоченный Общества франко-русских заводов П.К. Дю Бюи заключили контракт на постройку корабля. ОФициальная закладка броненосца, получившего грозное имя "Наваринъ" состоялась 19 мая 1890 года, когда на стапеле уже было смонтировано более 2500 тонн стали. Спуск на воду корабля состоялся 8 октября 1891 года.
Как обычно уже в ходе постройки в проект корабля вносились изменения. Управляющий морским министерством адмирал Н.М. Чихачев распорядился использовать на новом броненосце новые 35 калиберные орудия главного калибра (вместо предусмотренных проектом 30-калиберных) долго решался вопрос о количестве мачт на броненосце и т.д. Все это, а также проблемы с изготовлением брони нового образца и новой толщины привело к существенной задержке в постройке корабля - на ходовые испытания он вышел лишь в ноябре 1895 года.
72,55 КБ
(на фото - броненосец во время ходовых испытаний)
Окончательно корабль вошел в строй в июне 1896 года.
47,98 КБ
(Корабль в строю флота)

Технические характеристики
Водоизмещение 10206 т. Размерения 112,3/105,9/103 х 20,4 х 7,7/8,4. м
Воружение 4 - 305/35, 8 - 152/35, 18 - 47/43, 12 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 6 НТА
Бронирование - компаунд. пояс 356-406 (203)-356 мм, верхний пояс 305 мм,
траверзы 305 мм, башни 305/51 мм, батарея 127-152 мм, рубка 254 мм,
палубы 51-63-76 мм, 51 мм.
Механизмы 2 вертикальных машины тройного расширения 9144 л.с. 12 циллиндрических котлов 2 винта
Скорость 15,85 узла Дальность плавания 3050 миль. Экипаж 26 офицеров и 596 матросов

Служба
Сразу же после вступления в строй "Наваринъ" в составе отряда командующего русской средиземноморской эскадрой контр-адмирала П.П. Андреева отправляется в Средиземное море, где проводит долгих 15 месяцев.
57,06 КБ
(на фото - в начале дальнего плавания - конец 1896 года Алжиръ)
44,59 КБ
(на фото - Броненосец в Средиземном море)
В конце 1897 года русское правительство решает усилить военно-морское присутсвие России в дальневосточных водах. Из состава средиземноморской эскадры на Дальний восток отправляются два броненосца "Наваринъ" и "Сисой великий".
Прибыв в Порт-Артур 16 марта 1898 года "Наваринъ" остается там до апреля 1900 года в качестве флагманского корабля младшего флагмана Эскадры Тихого океана контр-адмирала О.В. Старка.
103,97 КБ
(на фото - "Наваринъ" в Порт-Артуре)
В 1900 году корабль принимает участие в подавление восстания боксеров. Во время штурма фортов Таку десантная партия броненосца теряет 4-х человек убитыми и 13 раненными, но зато удостоилась благодарности вице-адмирала Алексеева, за "смелость и молодецкую выучку".
На Дальнем востоке корабль пробыл до конца 1901 года. 12 декабря броненосец в составе отряда контр-адмирала Чухнина направился на Балтику для ремонта и модернизации.
77,52 КБ
(На фото - На пути домой. ЭБР "Наваринъ" и "Сисой великий" в Алжире март 1902 года)

Последний походъ
Ремонтные работы на броненосце продолжались ни шатко ни валко вплоть до начала Русско-японской войны. Неудачи на Дальнем востоке заставили русское командование поторопиться с отправкой подкреплений, каковыми и должна была стать 2-я Эскадра Тихого океана во главе с контр-адмиралом Рожественским. В июне 1904 года "Наваринъ" завершил ремонтные работы, а 29 августа навсегда покинул Кронштадт
71,16 КБ
(На рейде Кронштадта перед походом. Август 1904 года)
Кораль вошел в состав 2-го броненосного отряда эскадры. Перед походом броненосец вместе с другими кораблями эскадры удостоился Высочайшего посещения.
58,14 КБ
(Последний парад - в ожидании царского посещения)
80,39 КБ
(Посещение броненосца Государем. Ревель 27 сентября 1904 года)
Командовал броненосцем капитан 1-го ранка Бруно Александрович Фитингоф. Под его руководством "Наваринъ" без особых происшествий проделал вместе с эскадрой весь дальний поход и 14 мая вступил в свой первый и последний в корабельной жизни бой. Во время дневного боя в броненосец попало всего 3 японских 12-дюймовых снаряда, осколком одного из них был смертельно ранен капитан корабля. В командование вступил старший офицер капитан 2-го ранга В.Н. Дуркин.
Вплоть до наступления темноты броненосец поддерживал эскадренный ход и занимал свое место в боевом строю.
Вступивший в командование эскадрой контр-адмирал Небогатов фактически растерял половину доставшихся ему броненосцев. Поврежденный "Наваринъ" остался один на один с ночной темнотой и японскими миноносцами. Около 22ч. в корабль попала первая торпеда, и корма броненосца осела почти до кормовой башни главного калибра. Экипаж отчаяно боролся за живучесть корабля, но через 4 часа броненосец был поражен еще двумя торпедами, опрокинулся и затонул. С кораблем погибли все офицеры и почти вся команда - из 700 человек спаслись трое - сигнальщик Н.Седов, кочегар П.Деркач и комендор С.Кузьмин....

Подвиг старого броненосца не был забыт - в 6 декабря 1912 года название "Наваринъ" было присвоено заложенному на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге линейному крейсеру....
А.
Tags: Броненосцы, История старой России, Серiалъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment