Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:

Сериалъ "Русские броненосцы" Серия 10. "Георгий Победоносецъ"


Построенный по старому проекту, сей броненосец долго служил отечеству и волею судьбы стал последним кораблем этого класса спустившим славный Андреевский флаг.

Проектирование и постройка
Осенью 1888 года в Петербурге началась выработка задание на проектирование пятого черноморского броненосца. По заданию МТК проект должен был обеспечивать кораблю "сочетание сильной брони и артиллерии и большой скорости хода". Предлагались разные проекты корабля, но в конце концов из-за нехватки времени вернулись к проекту первой серии черноморских броненосцев - "Синопу".
Впрочем, проект существенно доработали с учетом опыта постройки первых трех кораблей и новейших технических достижений. Так новый броненосец получил новые более совершенные машины, 35-калиберные орудия главного калибра, причем изначально предполагалось установить их не в барбетных установках, а в башнях. Однако башни упорно не желали помещаться в корпусе и было выработано компромиссное решение - корабль получил так называемые барбетные башни в которых основание орудий было защищено толской неподвижной броней, а сами орудия прикрыты достаточно толстым вращающимся броневым щитом. "Георгий Победоносец" оказался единственным кораблем в Российском флоте с артустановками такой системы, хотя она была достаточно широко распространена в мире, в частности в английском и японском флотах.
Контракт на постройку броненосца был подписан 15 марта 1889 года и на верфи РОПиТ началось строительство корабля. 22 января 1890 г. кораблю присвоили имя "Георгий Победоносец" и 3 февраля зачислили в состав Черно­морского флотского экипажа. Одновременно в Англии фирме "Моделей и сыновья" заказали две трехцилин­дровые паровые машины тройного расширения сум­марной мощностью 10 500 л. с. и общим весом, соглас­но контракту, до 1425 т.
26 февраля 1892 года в присутствии главного командира Черноморского флота броненосец был спущен на воду. Постройка корабля шла весьма быстрыми темпами и уже лотом следующего 1893 года броненосец совершил первое совместное плавание с Эскадрой (хотя последние работы на нем были завершены к 1896 году).
С его вступлением в строй Черноморский флот получил корабль с одной стороны весьма совершенный технически (достаточно сказать, что броненосец легко развивал ход в 17 узлов являясь самым быстроходным кораблем этого класса на флоте) но отягощенный недостатками обусловленными изначальнум проектом.
55,18 КБ
(Броненосец в строю флота)

Технические характеристики
Водоизмещение 11032 т. Размерения 103,48x21.03x8.66 м
Воружение 6 - 305/35, 7 - 152/35, 8 - 47/43, 4 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 7 - 356 мм ПТА
с 1914 года: 8 - 152/45; с 1915 года: 14 - 152/45
Бронирование - стальная броня борт от 152 до 406 мм, казематы 254-305 мм,
барбеты 305 мм, рубка 229 мм, палуба 50-63 мм
Механизмы 2 вертикальные машины тройного расширения английской фирмы "Модслей и сыновья" 10600 л.с. 16 котлов 2 винта
Скорость 14 узлов Дальность плавания 3500 миль. Экипаж 26 офицеров и 616 матросов

Служба Царю и Отечеству
Корабль вошел в состав Эскадры Чернорского флота и приступил к достаточно напряженной боевой подготовке. Походы, маневры, подготовка десантной операции на Босфоре и отражение десанта "вероятного противника" на берега Крыма. Современный историк так описывает будни флота:
"В 1895 г. на эскадре начали все более и более де­лать упор на артиллерийские стрельбы, которые для броненосцев являлись основой их боевой подготовки. От того, какого уровня совершенства достигнут обслу­живающие оружие офицеры и матросы, и зависел ус­пех в возможном бою. Усиленной подготовкой артилле­ристов занимались во всех флотах мира. Лидировал в этом английский флот.
Обучение артиллеристов на русских броненосцах проводилось согласно составленной программе. Основ­ными слагаемыми успеха являлись подготовительные стрельбы.
Все подготовительные стрельбы, число которых увеличилось, проводили из 37-мм стволов Гочкисса, вставляемых в каналы 152- и 305-мм орудий. Это дава­ло экономию в расходовании боезапаса и сберегало дорогостоящие стволы от выгорания, неизбежного при стрельбе боевыми зарядами. Одну из таких стрельб провели 19 августа у Одессы. На эскадре, шедшей дву­мя колоннами, по команде увеличили дистанцию меж­ду кораблями до 6 кабельтовых (ок. 1120 м), а затем двумя последовательными поворотами "все вдруг" (в морской практике называемой коордонатом) увеличи­ли дистанцию и между колоннами до 16 кабельтовых (ок. 2970 м).
Стрельбу начали в заранее установленные мино­носцами пирамидальные щиты небольших размеров. Тренировались башенные и плутонговые командиры и наводчики орудий. Их цель состояла в том, чтобы по­лучить практические навыки с учетом всех тех факторов (туман, мгла, качка и др.), которые могли поя­виться в настоящем бою.
Важным показателем считалась скорость заряжания 305- и 152-мм орудий, а также правиль­ность и быстрота их наведения. Для достижения хороших результатов задолго до стрельб под руковод­ством офицеров-артиллеристов начинались ежеднев­ные тренировки. Иногда для обучения привозили матросов с транспортов, миноносцев и канлодок, ко­торые являлись резервом в случае начала войны.
На тренировках подавались как правило два снаряда и заряды к ним, которые проходили весь путь от погребов и крюйт-камер до линии заряжания не­посредственно у клинового затвора.
В среднем на эскадре достигали неплохих результатов. Так с момента выстрела до готовности 305-мм орудия к новому залпу на "Екатерине II" проходило 3 мин. 50 сек., "Синопе" — 3 мин. 20 сек., "Георгии Победоносце"— 3 мин. 20 сек. и "Двенадцати Апостолах" — 4 мин. 15 сек.
На последующее затем наведение на цель и готов­ность к выстрелу требовалось соответственно на "Ека­терине II" 80, "Синопе" — 75, "Георгии Победоносце" — 90, "Двенадцати Апостолах" — 60 сек. (Все данные для 6-узл. хода).
152-мм орудия в среднем заряжали в течение 90 сек., а наведение производилось от 45 до 80 сек. в зави­симости от скорости хода.
Интенсивные тренировки позволяли затем сокра­щать эти показатели на 15—20 секунд."


77,42 КБ
(На фото - "Георгий Победоносец" на рейде Севастополя)

Во время печально известного восстания на броненосце "Князь Потемкин Таврический" команда "Георгия Победоносца" поддалась соблазну и тоже подняла было красный флаг, но через некоторое время одумалась и спустила его. В советское время описывая матросские мятежи старались умалчивать о том, что значительная часть из них была подавлена самими же матросами, которые вспомнили о верности присяге и сами же вязали засланных агитатор. Так было на Балтике во время восстания на "Памяти Азова" так было и на "Георгии Победоносце", команда которого одумавшись сама арестовала смутьянов...
86,56 КБ
(на фото - группа матросов "Георгия Победоносца" на фоне носовых башен главного калибра)
В 1908 году рассматривался вопрос о перевооружении корабля. Предлагалось несколько проектов, но в итоге ограничились заменой 152-мм орудий на более современные. В 1907 году броненосец был переквалифицирован в линейный корабль и вместе с однотипным "Синопом" выведен в вооруженный резерв.
65,22 КБ
(На фото Линейный корабль "Георгий Победоносец" обратите внимание на новую окраску - маскировочный шаровый цвет введенный в русском флоте после Русско-японской войны)

В 1911 году срок службы старому броненосцу был определен в пять лет, а главной боевой задачей - оборона Севастополя от нападения легких сил неприятеля. Вместе с "Синопом" "Георгий Победоносец" поочередно несет брандвахтенную службу. Однако привлекался корабль и для других задач - так он играл роль маневрирующей мишени для первых черноморских подводников, а на больших маневрах флота изображал корабли "вероятного противника"
61,38 КБ
(На фото - броненосец в доке 1909 год)
В 1911 году на корабле были демонтированы орудия главного калибра, а на верхней палубе установлено еще 6 скорострельных 152-мм орудий.
В годы Первой мировой войны старый корабль нес брандвахтенную службу в Севастополе, а с 1915 года на корабле разместился штаб Черноморского флота, т.е. бывший броненосец стал фактически говоря современным языком "кораблем управления".
52,74 КБ
(на фото "Георгий Победоносец" в Севастополе 1916 год)

Тут и застала его революция. На корабле подняли красный флаг, потом жевтвенно-блакитной, потом даже немецкой, а потом... потом Крым стал оплотом белой армии и над старым кораблем вновь был поднят старый андреевский флаг.
58,39 КБ
(на фото - Георгий Победоносец в Севатополе среди Английских боевых кораблей 1919 год)

Техническое состояние старого корабля оказалась приличным и он принял участие в эвакуации остатков Русской армии из Крыма. Вместе с другими кораблями "бывший линкор" (так корабль официально именовали в документах) ушел во французски порт Бизерта, где последним из русских броненосцев спустил Андреевский флаг...

53,18 КБ
(на фото - разоруженный корабль в Бизерте 20-е годы)

В начале 1930-х годов корпус старого броненосца был разделан на металл....
А.
Tags: Броненосцы, История старой России, Серiалъ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment