Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:

О воспитании готовности к смерти перед 1941 годом...

Отрывок из некоторых мыслей. Показался мне интересным. Тексты советских песен смотрел и слушал на сайте Совмузыка. Но... выкладываю на суд критики читателей - надеюсь на Ваши замечания и комментарии.


Как известно, одним из базисов советской идеологии был атеизм, причем в те годы – как правило, атеизм воинствующий. Важным отличием атеизма от практически любой религии является чисто биологическое понимание такого явления как смерть. Между тем, война и смерть – понятия неразделимые и одной из необходимых составляющих моральной и психологической подготовке солдата к войне и к бою была подготовка к смерти. Если мы обратимся к истории русской дореволюционной армии то мы увидим, что тема смерти в бою, смерти за государя была одной из основных в тогдашней, говоря современным языком, политико-воспитательной работе. Проще всего это увидеть, если обратиться к текстам русских военных песен. Основной принцип отношения к смерти четко выражен в солдатской песне середины XIX века – «Жизни тот один достоин, кто на смерть всегда готов». Смерть в бою считалась вероятной, более того – практически неизбежной. Солдат царской армии шел в бой умирать:
«Мы смело на врага за русского царя на смерть пойдем вперед своей жизни не щадя» (Песня Павловского юнкерского училища)
«За царя и за Россию мы готовы умирать» (Солдатская песня)
«Марш вперед! Смерть нас ждет! Наливайте чары…» (Песня Александрийского гусарского полка)
«Под ним умрет драгун беспечный, сложивший голову в бою» (Песня 12-го Стародубовского драгунского полка)
«Коль убьют на бранном поле, так со славой погребут, а без славы да неволей все когда-нибудь помрут» (Песня Лейб-гвардии Конно-гренадерского полка)
Такие песни (мы привели лишь малую толику) приучали солдат к мысли о возможности смерти в бою, учили не бояться смерти, готовили к ней. В основе этой подготовки было православное учение о смерти и загробном мире. Воин русской армии воевал за веру, царя и Отечество и смерть в бою рассматривалась не только как воинский, но и как религиозный подвиг.
Совсем другое мы видим в воспитательной работе предвоенной советской армии. Храбрость и презрение к опасностям рассматривались как гражданская добродетель, неотъемлемые качества советского человека, но… темы смерти, в том числе и смерти в бою в советских предвоенных песнях мы не увидим.
Такие военные песни как: Если завтра война, «Шли по степи полки со славой громкой», Боевая сталинская (Мы берем победу за победой), Авиамарш, Марш танкистов (Броня крепка), «По над Збручем», Катюша, «Принимай нас Суоми красавица», В бой за Сталина - полны оптимизма, мыслей о грядущей победе, и ни разу не рассматривают возможность смерти героя в бою.
Этот заряд оптимизма, конечно, импонировал советской молодежи, но не готовили к главному – к серьезной войне, где могут и будут убивать. Причина такого подхода понятна – идеология атеизма воспринимает смерть как окончательную точку, небытие за которой может сохраниться лишь память о человеке, но не сам человек.
При этом каждый красноармеец, получая в руки боевое оружие и учась военному делу настоящим образом, так или иначе, приходил к мыслям о возможной собственной смерти. И вот здесь официальная идеологическая подготовка ничем ему помочь не могла, оставляя человека один на один со своими страхами….

А.
Tags: история, розмыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments