Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Categories:
  • Music:

О бедном гусаре...

Современные кинокритики любят придираться к мелочам вроде цветынх околышей фуражек в 43 году или длинне юбок военнослужащих женского полу. При сем справедливо указывают что такие вот детали тоже играют важную роль. А как с этим в старом фильме?

III. Антураж.
Не будем о мундирах пуговках петличках - тут требовать достоверности конечно можно, но особо грубых ляпов в фильме нет. Но мелочи... Мелочи есть. Вот к примеру гусарский полк покидает гостеприимный Губернск. Полк выезжает в чисто поле через ворота в мрачной серой стене. Любители архитектуры эту стену прекрасно знают равно как и то, что находится она в Петропавловской креспости города Санкт-Петербурга. Конечно, были в России и города-креспости (вдоль западаной границы) но Губернск-то к ним явно не относится. Стена - это выражение серой казенности николаевского режима, образ так сказать наглядный. Наглядный, но абсолюно недостоверный ибо такого не было.

Пойдем дальше. Прибыл значится наш полк в город стал на постой лагерем (кстати забавно) полк должен был либо стать лагерем вне города, либо на постой по домам обывателей в самом городе. Лагерь с палатками в самом городе - это абсурд. Ну да Бог с этим. Вот офицерское собрание. Образ навеян советскими представлениями о царском офицерстве - "коньяк и цыгане, и девки в ажурных чулках" - тут и ресторация и биллиард, и... знамена. Да по стенам этого веселого заведения развешаны знамена. Каждый кто читал хотя бы Куприна помнит, что "знамя есть священная реликвия, жоругвь... " знамени честь положено отдавать, а не вешать над обеденным столом. Забавно, кстати, что в собрании гусарского полка висят имененно знамена пехотного образца, а не кавалерийские штандарты.

Гусары проникают в театр. Оно понятно - гусары, дело молодое лихое... однако вся сцена в суфлерской будке выглядит абсолютно нереальной. Почему? Да потому что нравы тогдашней молодежи были хорошо известны театральному начальству. И была тогда в театре должность пожарного. На нее брали здоровых и крепких мужиков, иногда бывших унтер-офицеров и главной неофициальной задачей их было как раз выдворение из за кулис (если надо силой) таких вот непрошенных гостей. В гримерную , после спектакля, в антркте - да пара хрустящих бумажек в руку открывала двери изрядному кавалеру, но во время представления - увольте-с загребли бы и вытолкали взашеи.

Сцена казни. Место для нее почему-то выбрано за городом. Ошибся сценарист, это НКВД расстреливало свои жертвы в укромных "полигонах" а в Российской империи казнь была публичным актом - преступника казнили, остальным намекали - кто плохо себя ведет - плохо кончит. Так что сцена расстреляния должна была проходить на центральной площади Гбернска при построении всего полка и войск гарнизона. Перед казнью чиновник должен был зачитать бумагу - кого и за какие заслуги, потом под барабанный бой.... В общем сценаристам стоило бы почитать описание реальной казни декабристов или несостоявшейся казни петрашевцев в советском же школьном учебнике. Далее - господа офицеры стоят с пистолетами наголо. При саблях, чтобы очевидно дорубить несчастного заговорщика если не добьют пулей. А вероятности недобить много - их кавалерийского пистолета трудно попать точно в цель далее чем на 6 - 7 шагов, это оружие ближнего боя. Однако, взять карабины у подчиненных господа гусары не удосужились. А ведь еще в уставе Петра великого казнь через расстреляние называлась аркебузированием, т.е. подразумевалось использование ружей. Мниному заговорщику бубенцову от всей этой комедии становится плохо, полковник кричит - в полк, за лекарем. Зачем в полк? Лекарь должен присутствовать на месте казни. Он обязан констатировать смерть казненного и выписать положенное законом свидетельство о смерти. Без лекаря казнь не проводилась.... Мелочь конечно, но...

IV. Общение
Самый интересный момент когда в собрание входит полковник. Командир полка - отец родной своим офицерам. Господа офицеры полковника игнорируют. Ладно бы только четверка потенциальных бунтовщиков, но и прочие. Никто даже не удосужился встать чтобы приветствовать командира полка.
Общение персонажей фильмы между собой совершенно не похоже на то, что могло бы быть в реальности. По моему никто за весь фильм не обратился как положено с употреблением обращений Ваше благородие, ваше высокоблагородие, ваше превосходительство (к губернатору). Полковник позволяет себе явиться к Мерзляеву в одном доломане (а должен по идее быть одетым по всей форме) Мерзляев как уже упоминалось выше никогда не надевает форму, которую обязан носить...
Общение того же Мерзляева с девушкой наводит на мысли, что Басиашвили не вышел из образа который он играл в "Служебном романе" понятно, что актерка какие могут быть церемонии, но все-таки для чиновника из Петербурга требуется куда больше такта.

В общем и целом - фильм клеветнический в отношении нашей истории. В нем ложно все - от главной сюжетной линии до манеры поведения персонажей. Был бы сей фильм про иной мир иную галактику - да конечно тут фантазия режиссера не ограничена, но фильм-то как бы говорит о том, что было "где-то в России".
Такое кино снимали режиссеры в советское время. И чему удивлять, что они снимают такое же (по качеству) если не хуже кино ПРО советское время? За что боролись на то и напоролись.
А.
Tags: история, кинокритиканство, розмыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments