1. Что понравилось? Во-первых это первны на моей памяти фильм об аваиции Первой мировой где у самолетов вращаются ротативные поршневые двигатели. Браво, господа немцы, ни в Лафает гешвадер, ни даже в Голубом Максе мы такого не видели. А тут есть. Реплику ли сделали или на компе нарисовали - отнюдь не важно с т.з. зрителя.
Во-вторых, все немцы в фильме говорят по-немецки. В моей копии есть русский одноголосый перевод в принципе удобоваримого качества, но местами довольно неточный, но при этом неплохо слышим закадровый немецкий текст. И это радует. В том же Голубом максе немцы говорят по- английски и это напрягает (фразы типа Yes герр Лойтенант). Важно также, что всех немцев в фильме действительно играют немецкие актеры. Причем многие такие, которые играют только в немецком кино (судя по аннотации на официальном сайте фильма). Посмотрел выложенный на ю-тубе трейлер фильма на английском языке - совсем другое впечатление. Куда слабее.
В-третьих, создатели фильма более менее точно подошли к соблюдению фактов. Нет, фильм не является точной биографией великого пилота, а отдельные эпизоды просто выдуманы (например две первые встреи Рихтгофена и Брауна)и тем не менее - окраска и типы самолетов более менее соответствуют тому, что было (хотя с самолета Фосса политкоректно убрали белую свастику), форма летчиков похожа на ту, что известна по фото, в общем ничего глаз особо не режет.
в-четвертых, понравилась главная идея фильма, но об этом подробнее ниже.
В-пятых, порадовало что немецкий генерал говорит - "В России за нас будет воевать Ленин и его партия, купленные недорого по сходной цене" - понятно что наши красные взвоют и скорчатся от этой фразы. Впрочем, говорят именно из-за нее фильм так и не вышел в российский прокат.
2. Комплексы немцев. Как известно, после окончания ВМВ германцам долго и старательно прививали комплекс вины за развязывание мировых войн, нацизм и прочее. Делали сие нисколько из реализации принципов высшей справедливости, сколько для того, чтобы на уровне массового сознания отбить у немцев охоту к повторению пройденного. Пошел урок в прок или нет, покажет время. Но пока в любом немецком фильме про вторую мировую войну мы видим это переживание - немцы хотят видеть своих героев хорошими, но при этом надо показать что сражались они за нацизм т.е. плохие идеи и отсюда все эти раздвоенности недоговоренности, а то и внутренние переживания героев. А Николай Мюллершён решил что к Первой мировой это не относится. И все его герои немцы "хорошие" искрене сражаются за своего Кайзера и Германию и не испытывают никаких комплексов что воюют за "неправое" дело. Вернее комплексы то испытывают, куда же без них, но по другому поводу.
3. Идея фильма. Немецкое военное кино всегда в чем-то антивоенное, видимо тоже пресловутый комплекс сказывается. И здесь создатель фильма попытался донести до нас идею Первой мировой войны как вселенской катастрофы, уничтожившей христианскую цивилизацию Европы. Мол в бой пошли веселые благородные рыцари (типа того же Рихтгофена) для которых война - это спорт, игра, поединок чести, но не бойня. А масштабы войны оказались такими, что под ружье встали все и рыцарство кончилось началась бойня в которой благородная, проникнутая (в некоторой степени конечно) иделами чести элита европейских государств сгорела почти без отстатка, открыв путь наверх совсем другим людям.
Рихтгофен и его друзья асы - Фосс, Штернберг (кстати о нем почему-то ничего в инете не нашел), Вольф - это воплощение рыцарства, умеющие проявить благородство и уважение к врагу. И в филье хорошо показано что их время ушло - они погибают один за другим в бою не сколько с себе подобными на стороне противника, сколько с новой силой - людьми для которых в войне нет ничего от спорта или чести, для которых война - грязная работа (нравится она или нет, это уже не так важно). Если в "Голубом максе" эта идея лишь озвучивается, то здесь она становится главной идеей фильма. Красный барон - фильм о гибели европейской культурной элиты в огне первой мировой.
В качестве возлюбленной Рихтгофена выведена женщина-интеллектуал, провозвестник более поздней эпохи. В ее системе ценностей есть место культуре, интеллекту, обаянию старого времени, но нет места рыцарству и благородству. Это кажется подруге Рихтгофена ребячеством. Она пытается "просветить" барона, "открыв ему" страшное лицо войны. На мой взгляд, - это самый слабый и недостоверный момент фильма. Вряд ли Рихтгофен, воюющий с 1914 года (причем первый год не в авиации, а в кавалерии) проведший месяц с лишним на госпитальной койке, узнал для себя нечто новое.
Но поединок двух личностей заканчивается победой Рихтгофена - "Вы настоящий герой, барон"....
Что немцам удалось куда лучше, чем американцам в Лафаете - это передать атмосферу, дух эпохи начала ХХ века. Куда более тонко продуман антураж, одежда персонажей, мелкие детали вроде зажигалок или авто. Разнообразен и парк мелькающих в кадре самолетов, тут и Альбатросы, и Фоккеры, и Хедли-пейджи и кемелы, и РАФ си-5, и спад 12.... нарисовано - снято просто отменно.
Резюмирую - если Вы хотите посмотреть фильм не как точное историческое пособие о ПМВ, а как иллюстрацию к эпохе ПМВ, то получите от просмотра удовольствие. Рекомендую.
А.
P.S. О Штернберге. Как американцы вставили в Эскадрилью Лафает летчика-негра, так и немцы добавили в друзья Рихтгофену летчика-еврея. Впрочем, в немецких ВВС во времена Первой мировой их было предостаточно. Поэтому лейтенанта Штернберга слепили судя по всему из двух реальных героев - капитана Вильгельма Франкля (командир Джаста 4, кавалер Пур ле Мерит, погиб в 1917 как и киногерой) и лейтенанта Вилли Розенштайна (фото которого мелькает в финальных титрах фильма). От первого взяли биографию, от второго - внешний вид. Почему не вывели просто Франкля эскадрилья которого входила в эскадру Рихтгофена - неясно.