Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:
  • Music:

Самооборона без оружия часть 2

http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/sam_sebe_zaschitnik_2009-03-12.htm

Небольшой комментарий на новый законопроект.


В начале марта 2009 года министерство внутренних дел Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ проект закона «О привлечении граждан к охране общественного порядка». Этот законопроект предлагает узаконить так называемые отряды самообороны, когда жильцы домов или подъездов организуются чтобы защитить свое жилище от хулиганов или жуликов.
«Законопроект предоставляет право гражданам объединяться для охраны порядка в формирования общественной самодеятельности. Это - группы граждан, создаваемые по локальному принципу для решения задач охраны общественного порядка по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения своей собственности. Разумеется, все это делается только на добровольной основе", - сказал заместитель министра внутренних дел генерал Овчинников в интервью «Российской газете».
Появление такого законопроекта говорит о многом. Во-первых, о существенном ухудшении криминальной ситуации в России после начала экономического кризиса. Руководство государства вообще и правоохранительных органов старательно избегало озвучивать эту проблему в публичном пространстве, но теперь вынуждено признать ее столь необычным способом.
Во-вторых, то, что источником законодательной инициативы в данном случае стало МВД, свидетельствует о бессилии наших правоохранительных органов защитить граждан. Гражданам предлагается защищаться самим.
В-третьих, этот законопроект вызывает определенные сомнения в своей необходимости. Дело в том, что и раньше ничего не мешало гражданам создавать такие отряды и защищать собственную жизнь и собственность. В том же 1999-м году, на опыт которого ссылаются авторы законопроекта, такие отряды создавались без каких-либо законов и актов. Да и сейчас объединение граждан для самозащиты не запрещено законом. А главным принципом законодательства демократического государства всегда было и остается «разрешено все, что не запрещено законом».
Может быть новый законопроект наделяет объединения граждан для самообороны неким особым статусом, передаем им какие-то дополнительные полномочия? Посмотрим текст законопроекта:
2. Граждане, самостоятельно участвуя в охране общественного порядка, вправе:
1) принимать меры, не противоречащие законодательству, по самозащите своих прав и свобод в сфере общественного порядка;
2) содействовать органам внутренних дел, другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка;
3) сотрудничать на внештатной основе с органами внутренних дел, другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка;
4) обращаться с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка;
5) принимать участие в соответствии с федеральным законом в общественном контроле деятельности органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка.
3. Граждане, объединяясь в целях охраны общественного порядка, вправе:
1) участвовать в деятельности общественных объединений, задачами которых является участие в охране общественного порядка;
2) создавать самодеятельные группы граждан (далее формирования общественной самодеятельности) для решения задач охраны общественного порядка по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения своей собственности;
3) участвовать в деятельности народных дружин.
1. В целях самозащиты прав и законных интересов в сфере общественного порядка граждане вправе:
1) обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
2) защищать в суде свои права и законные интересы;
3) обращаться в редакции средств массовой информации (газет, журналов, телевидения и другие), неправительственные и общественные организации;
4) применять физическую силу и оружие самообороны для защиты себя и своих близких в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости;
5) предъявлять основанные на законе требования к гражданам и должностным лицам о прекращении противоправного посягательства;
6) оказывать помощь гражданам, жизни, здоровью и собственности которых угрожает опасность;
7) устранять в пределах своих полномочий угрозы общественному порядку.
2. Гражданин вправе в целях самозащиты прав и законных интересов в сфере общественного порядка принимать иные не запрещенные законодательством Российской Федерации меры.


Возникает резонный вопрос – что из перечисленного выше граждане не имели права делать, до принятия сего мудрого закона? Кому нужно повторение истины - «Гражданин вправе в целях самозащиты прав и законных интересов в сфере общественного порядка принимать не запрещенные законодательством Российской Федерации меры»? Получается что либо генералы МВД не знакомы с принципом «разрешено все, что не запрещено», либо признают его действующим и теперь милостиво разрешают гражданам обращаться в СМИ, общественные организации и защищать в суде свои законные интересы.
Значительная часть нового законопроекта посвящена добровольным народным дружинам. Что в ней нового? Главной проблемой ДНД в современной России является их неопределенный статус – эти структуры не являются официально правоохранительными органами, а потому граждане отнюдь не обязаны повиноваться требованиям дружинника. Конечно, дружинник может согласно закону «требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния», но его требование имеет не большую юридическую силу, чем требование обычного гражданина. Никаких мер для пресечения противоправных действий дружинник по-прежнему применять не вправе. Он может только «содействовать сотрудникам правоохранительных органов» или «применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации», но это вправе делать и обычный гражданин.
При этом, в случае если дружинник, содействуя сотруднику правоохранительных органов, пострадает от рук преступника на него не распространяются какие-либо льготы или компенсации положенные правоохранителям – согласно закону, действуют лишь «установленные трудовым законодательством для исполнения работниками общественных обязанностей».
И что же мы имеем в итоге? Мы имеем документ, в котором руководство правоохранительных органов расписывается в неспособности обеспечить безопасность граждан, и предлагает гражданам самим заняться ее обеспечением. Однако, при этом, органы правопорядка не спешат делиться со своими добровольными помощниками даже малой частью своих полномочий и средств защиты. По сути, статус дружинника ничем не отличается от статуса обычного гражданина.
Между тем, гражданам Российской Федерации хорошо известно, как реагирует наша правоохранительная система в целом на попытку граждан защитить себя своими силами (подробнее об этом смотри предыдущий материал - http://stoletie.ru/obschestvo/samooborona_bez_oruzhiya_2009-01-22.htm) и проблема права граждан на самооборону стоит в стране весьма остро. И что же? Вместо решения этого острого вопроса нам предлагают «закон-пустышку», который еще раз декларирует азбучные истины и ни йоту не изменяет реальную ситуацию.
Представляется ошибочным сам подход руководства МВД к самообороне граждан от преступности. Вместо того, чтобы расширять права граждан на владение гражданским оружием, изменять правоприменительную практику в делах о самообороне наши правоохранители озабочены тем, чтобы граждане занимались самообороной в организованном порядке, «уведомив органы местного самоуправления, участкового и МЧС».
Также очень странным представляется внимание к такой архаичной форме содействия граждан органам правопорядка как Добровольные народные дружины. Рассмотрим историю вопроса. Впервые подобные объединения граждан «для содействия полиции» были организованы в Российской империи в начале ХХ века. Вызвано эта мера была крайней малочисленностью полицейских чинов в империи. Согласно тогдашнему законодательству нормой считалось наличие 1 полицейского чина на 2500 жителей, что далеко не всегда соблюдалось. Так, в начале XX века в Калужской губернии служили полицмейстер с помощником и секретарь, три пристава с помощниками, двенадцать околоточных надзирателей, двадцать старших и восемьдесят младших городовых. В Хабаровске число полицейских составляло 30 человек (включая переводчика с китайского и маньчжурского языков), во Владивостоке – 136, в Ростове-на-Дону – 57. Несмотря на свою малочисленность, с преступностью полиция худо бедно справлялась, но проблемы возникали во время проведения массовых мероприятий. Во время печально известной ходынской катастрофы правопорядок пытались поддерживать 200 городовых – число чудовищно большое, по меркам того времени, но их усилий оказалось недостаточно. Поэтому, в ходе подготовки юбилейным торжествам 1913 года, в городах империи были сформированы отряды дружинников, которые помогали полиции поддерживать порядок во время массовых мероприятий. Со своей задачей они справились блестяще, за что были удостоены монаршего благоволения. В Советском Союзе ДНД были впервые сформированы в 1958 году в ходе попытки правительства Н.С. Хрущева сделать правоохранительные органы народными. В отличие от современных, советские дружинники имели полномочия близкие к полномочиям сотрудников правоохранительных органов, в частности имели права задержания граждан, при этом статус дружинника при выполнении им своих обязанностей фактически приравнивался к статусу сотрудника правоохранительных органов. Это касалось охраны его жизни и здоровья, права на компенсацию в случае ущерба здоровью и т.д. Как и в царское время, ДНД были призваны компенсировать малочисленность низового состава милиции.
Однако сейчас, когда российская милиция является одной из наиболее многочисленных правоохранительных структур в мире (в 2006 году в структурах МВД числилось 821 268 человек) идея привлечения к охране порядка граждан, к тому же лишенных каких-либо полномочий и элементарной правовой защиты выглядит абсурдной.
Может быть руководству правоохранительных органов стоит заняться наведением порядка и улучшением работы вверенного им ведомства, а не пытаться свалить свои проблемы на граждан, у которых в условиях кризиса и так забот хватает?
А.
Tags: обывательское, политика, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments