Китоврасъ (kitowras) wrote,
Китоврасъ
kitowras

Category:
  • Music:

Мысли обывателя об образовании. Часть 1.

Всякий обыватель, воспитывающий свое подрастающее потомство, вынужден думать о том, как дать этому потомству нормальное образование. Что значит нормальное? Во-первых, это, как правило, не хуже того, что имеешь сам, во-вторых, - образование должно быть качественным, чтобы обеспечить потомству возможность эффективно работать - т.е. быть хорошим специалистом, и тем самым дать ему средства для жизни и продолжения обывательского рода.
Поразмышляем об образовании высшем, потому как именно высшее образование и делает человека специалистом - т.е. является главным. Среднее же должно быть подчинено интересам грядущего высшего.


Размышления над состоянием высшего образования в стране привели меня обывателя к печальным выводам - возможностей получить полноценное образование осталось весьма мало, а скоро будет еще меньше. Почему так? Не берусь судить о причинах, то как раз дело специалистов, а просто рассмотрю ситуацию по сферам высшего образования как она представляется нашему обывательскому умишку:
1. Начну с наиболее близкого мне - гуманитарного образования. С одной стороны, гуманитарное образование в советское время в наибольшей степени подверглось деградации в виду тотальной идеологизации его большевизмом. С другой стороны, его положение несколько лучше, чем у прочих ввиду малозатратности инфраструктуры - "а философам и ластиков не надо", грубо говоря, компетентного историка можно выучить используя технику XIX века (хотя это и будет сильно сложнее) - тут не нужны супердорогостоящее оборудование, материалы и т.д. главное тут - качество преподавателей, т.е. то, что требует не самых высоких затрат. Конечно, деградация отечественных архивов, музейного дела, библиотек и книгохранилищь серьезно затрудняет жизнь историкам, но не мешает готовить специалистов. Наличие интернета и прекрасные западные инфоресурсы (справедливости ради отметим и появление некоторых интересных отечественных проектов). Т.е. в целом ситуация не так уж плоха, но советское наследство и новые деяния чиновников ставят под угрозу его будущее - советское наследство выражается в наличии балласта перекрасившихся идеологов, которые ничего кроме как про политику партии говорить никогда не умели, но исправно сидят с докторскими степенями составляя изрядную часть преподавателей. Более того, будучи средой туповатой и агрессивной они выживают из ВУЗов толковых специалистов. В результате появляются "оазисы" типа соцфака МГУ, выпускники которого имеют весьма низкий уровень подготовки и не потому, что лентяи и блатники, просто потому что их ничему не учат. Мы не случайно привели в пример именно МГУ - один из лучших ВУЗов России. Если такое возможно в его стенах, то что говорить об остальных? Вторая проблема, порождаемая политикой нашего минобраза заключается в сильном упрощении жизни студентов. Отчисление студента без права восстановления (т.е. самая эффективная мера воздействия) сейчас применяется очень редко во всех ВУЗах, а в гуманитарных особенно - гуманитариям проще закрывать хвосты путем штурмовщины, чем прочим. Но итог - снижение качества студентов и неизбежное снижение качества образования.

2. Естественные науки. Здесь к уже перечисленным проблемам (разве идеологический диктат тут был поменьше) добавляется страшное устаревание инфраструктуры и учебного оборудования. Процесс начался в советское время и сейчас продолжается все большими темпами. И это сразу же обесценивает образование. Потому что физика, химика, биолога можно подготовить только в лаборатории и нигде больше. А лаборатория должна быть современной, "в англии ружья кирпичом не чистят" - эффективность работы зависит от знания новых методов, от нового оборудования, материалов - а на это нужны во-первых деньги, во-вторых, толковое распределение оных. Поясню - сами по себе деньги, вкладываемые в ВУЗ мало что решат - ректор ничтоже сумняшася позолотит арку главного входа, поставит бронзовые дверные ручки и парты с мраморными досками - средства освоит, а толку чуть. Недаром западники рассматривают ВУЗы не только как средства подготовки кадров, но и как исследовательские центры. Вот чтобы быть адекватным исследовательским центром и нужно средства вкладывать в оборудование, приборы материалы инфраструктуру и т.д. У нас же университеты и ВУЗы весьма редко ведут исследования на современном уровне, а потому уровень их оснащения весьма слаб. О преподавателях. Кто является основными преподами в наших естественных ВУЗаах? Ответ - те, кто не нашел работу в исследовательских центрах в России или на Западе. Как правило, люди далеко вчерашнего дня. (Конечно, есть исключения, но их мало) Кто из молодежи остается работать в ВУЗе - самые туповатые и исполнительные, кого больше никуда не берут. Многие ли преподаватели ВУЗов имеют опыт работы и преподавания на западе? Конечно, отчасти эта проблема решается за счет привлечения совместителей из российских исследовательских центров, но читают они как правило небольшие спецкурсы а главным стимулом является отбор для своего центра толковых студентов. При царе батюшке нельзя было стать профессором, не проработав минимум два года за рубежом, сейчас же профессорами становятся по выслуге лет...
Со студентами та же проблема что и в гуманитарных науках - весьма малый процент отчисленных (хотя и чуть больше, чем у гуманитариев) отсюда падение качества студентов и соответственно преподавания.

3. Инженерные ВУЗы. О ситуации в них сужу по семейным связям с одним из таковых в столице. Налицо те же проблемы, что и выше отмечены - устаревшая материальная база, устаревшие методы преподавания, сокращение объемов программ даже по сравнению с советским периодом. Т.е. нынешний студент МАИ получает образование мало того, что по советским методикам (плохи или хороши они были в свое время судить не берусь, но с момента их принятия прошло 3 десятка лет, мир изменился) так и еще и в сокращении объема информации. Т.е. даже по сравнению с выпускником МАИ советского времени нынешний студент является недоучкой... Поэтому еще живые предприятия нашего авиапрома посылают толковых ребят учиться на инженеров в Великобританию и Германию (так делает скажем НПО им. Лавочкина). Безусловно, есть еще ВУЗы сохранившие в силу своего статуса высокий уровень подготовки - МВТУ, МИИТ, в некоторой степени Физтех и МИФИ, но там процесс деградации лишь замедлен, но так же идет. Все перечисленные выше проблемы с преподавателями и студентами присутствуют и тут, при этом в инженерных ВУЗах куда меньше совместителей из реально работающих структур, и зарубежных преподавателей.

4. Военное образование. Тут выбора нет - если человек выбирает военную карьеру он должен пройти через существующую систему военного образования именно в России. В силу самого характера военной системы. Поэтому каким бы не было военное образование в России по сравнению с иностранным для российской армии оно является наилучшим и единственно возможным. Но остается другая проблема - насколько военное образование адекватно невоенной сфере? Если человек отслужив престол-отечеству лет 10 - 15 захочет стать мирным обывателем будет ли его профессиональная подготовка отвечать уровню требований? Почему-то есть сомнения.

5. Духовное. Вот тут все более менее в порядке. Уровень подготовки в семинариях и Академиях у нас достаточно высокий для службы в нашей Церкви. Тут значительно лучше, чем в светском образовании ситуация и с отчислением студентов и с преподавателями (хотя опять же не идеальна).

Что получается? А получается, что если ребенок не решит стать священником или офицером (ну может быть еще летчиком, железнодорожником и т.д.) надо готовить его к получению высшего образования за рубежами нашей великой и могучей Родины. Непатриотично? С нашей обывательской точки зрения, России как государству нужны первоклассные специалисты. Могут ли их подготовить отечественные ВУЗы? По большей части не могут. А раз так, то причем тут патриотизм? Выпускник большей части отечественных ВУЗов уже через 10 лет не будут рассматриваться на рынке труда как подготовленные и компетентные специалисты. И если российская промышленность все-таки будет выходить из кризиса они ей не подойдут. Ибо нормальную промышленность могут поддерживать и развивать только нормальные специалисты. Через 10 - 15 - 20 лет это будут либо наемные варяги с запада, либо наши люди получившие подготовку все на том же западе. Конечно, все может быть, может и государство одумается, займется решением реальных проблем высшей школы (реальных проблем, а не "сокращением числа ВУЗов"), но почему-то мы обыватели скепсис испытываем в этом отношении. Будущее детей, а стало быть и наше не должно зависеть от туповатых и коррумпированных российских чиновников.

А.
Тему образования мы на страницах "урядника" продолжим. Будут еще размышления о средней школе и способах образования за рубежом, и о еще некоторых сферах.
Tags: обывательское, розмыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments